Мифы об острове Пасхи - стр. 8
Рис. 9. Кэтрин Раутледж
Все описания этих путешественников содержали в лучшем случае лишь самые обрывочные данные об островитянах. И только в 1914 году на остров Пасхи отправилась на паруснике британский археолог Кэтрин Раутледж, которая провела тут более года, пытаясь разобраться в прошлом как самого острова, так и его обитателей. Раутледж углубилась в культуру и историю рапануйцев больше, чем кто-либо другой до нее, но и ей не удалось до конца разгадать тайны острова. После экспедиции она написала книгу «Загадка острова Пасхи», которая сразу же стала бестселлером.
Первый миф о статуях острова Пасхи
Возможно, что описания первых путешественников, посетивших остров Пасхи, содержали бы больше сведений о рапануйцах, если бы их внимание не отвлекала, пожалуй, самая примечательная загадка острова – большие каменные статуи, которые невозможно было не заметить. На местном языке их называют «моаи». Статуи либо стояли на платформах (аху), либо лежали рядом с ними. На голове некоторых статуй располагались блоки цилиндрической формы (пукао), которые изображали то ли прическу, то ли шапки или какие-то другие головные уборы.
Еще голландцы удивлялись существованию этих статуй и тому, как их могли воздвигнуть островитяне.
«Что касается религии этих людей, мы не могли разобраться в ней из-за краткости нашего пребывания; мы заметили, что они жгут костры перед довольно высокими каменными идолами… Мы были поражены, увидев эти каменные изваяния, так как не могли понять, каким образом этим людям удалось воздвигнуть подобные фигуры без помощи каких-либо машин, ведь они не располагали пиломатериалами для их создания. Некоторые из этих фигур были 30 футов в высоту и с пропорциональной толщиной…» (Я. Роггевен. «Испытанный южанин»).
«Туземцы, по всей видимости, не имели никакого оружия и, как я думаю, они во всем полагались на своих богов и идолов, которые стояли в большом количестве на берегу и перед которыми они падали ниц и молились. Эти идолы были высечены из камня в виде людей с длинными ушами и короной на голове, но сделаны они были весьма искусно, чему мы весьма дивились» (Я. Роггевен. «Испытанный южанин»).
Испанский капитан Филипе Гонсалес де Хаэдо также поражался каменным статуям и тому, как их могли воздвигнуть островитяне. Он записал в свой журнал: «Этот вопрос стоит хорошенько изучить».
Чуть позднее пришел черед удивиться Куку и членам его команды: «Мы не могли понять, как эти островитяне, не располагая никакой механической силой, могли поднять такие колоссальные фигуры, а затем поместить большие цилиндрические камни им на головы».