Мифы об острове Пасхи - стр. 11
Конечно же, загадка каменных статуй острова Пасхи не могла не привлечь внимания Хейердала. И значительная часть его размышлений об этом острове, которые он обсуждал со своими товарищами на плоту «Кон-Тики», была посвящена именно статуям-моаи.
Рис. 13. Все зависит от того, откуда и на что смотреть
Хейердал пытался проводить параллели между моаи острова Пасхи и статуями в южноамериканском Тиауанако (который он считал столицей бога Кон-Тики). Эти параллели, согласно его точке зрения, должны были свидетельствовать о том, что статуи острова Пасхи созданы выходцами из Южной Америки и их потомками. А выходцами этими были, как гласит южноамериканское предание, белые люди с рыжими волосами – соплеменники легендарного бога Кон-Тики.
Впрочем, и тут Хейердал не был первым. В 1870 году на возможную связь между островом Пасхи и Южной Америкой обратил внимание сэр Клементс Маркхэм – влиятельнейший британский исследователь, который с 1863 по 1888 год занимал пост секретаря Королевского географического общества, а впоследствии был его президентом еще на протяжении двенадцати лет. На лекции Дж. Л. Палмера, которая была прочитана на одном из заседаний этого общества, Маркхэм провел аналогии между платформами и статуями острова Пасхи с подобными находками в Тиауанако (территория современной Боливии). А в 1930 году группа немецких ученых опубликовала работу, в которой истоки культуры острова Пасхи они усмотрели в доисторическом Перу.
Хейердалу казалось, что ему также удалось найти сходство статуй на острове и в Тиауанако. В своей книге «Путешествие на “Кон-Тики”» он пишет об этом вполне определенно. Однако книга эта была им написана еще до того, как он сам побывал на острове Пасхи.
А что можно получить, опираясь лишь на чужие описания? Тут ошибиться в выводах – легче легкого.
В действительности же общее между статуями острова Пасхи и в Тиауанако только то, что это – статуи. О каких-либо иных сходствах между ними можно говорить, лишь сильно искажая реальность. И позднее Хейердал вынужден был отказаться от этого своего тезиса, признав, что классические моаи «не имеют никакого сходства со статуями… на континенте, расположенном к востоку от острова».
Конечно, в распоряжении Хейердала имелись не только описания путешественников. К моменту его плавания на «Кон-Тики» уже было проведено несколько археологических и этнографических исследований на острове Пасхи.
Рис. 14. Статуи на острове Пасхи (слева) и в Тиауанако (справа)
«Самые ранние археологические раскопки были проведены на острове Пасхи моряками с немецкой канонерки «Гиена», которой командовал капитан Вильгельм Гейзелер, в сентябре 1882 года пробывшей на острове четыре дня. Основной целью экспедиции был сбор этнографического материала для Берлинского императорского музея. Исследователи сделали первое детализированное этнографическое описание острова, а также раскопали пол одного из домов в Оронго и несколько hare moa (каменных “курятников”)» (Н. Непомнящий. «Остров Пасхи»).