Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов» - стр. 90
Я не в силах представить себе индусскую знать или, еще ярче, вождей племен гуронов, апачей и могикан в Америке, которых, лишив наследственных земель, вывозят в Британию, чтобы они мирно смешались там с англичанами.
А судьба тех мурз, которые сознательно поддерживали русскую линию, была намного благоприятнее. Фактически они были приравнены к русским аристократам. Их вероисповедные права также были сохранены.
Разрушение мечетей и массовое насильственное обращение в христианство пленников во время казанской кампании, конечно, печальный исторический факт, но объяснимый эксцессами войны, а не сознательной и долговременной политикой. Вскоре в Казани снова стали появляться мечети, религиозные школы, а мусульманское духовенство постепенно по правам начало приближаться к статусу православного священства.
Первоначально татарам-мусульманам в городе жить запрещалось. Но разрешалось в слободах. К концу XVIII века слободы казанских татар слились с городом. Их жители стали центральным ядром возникающей татарской народности и нации.
Казань сделалась центром огромной территории, столицей восточной части России. Под властью приказа Казанского дворца, учрежденного в Москве после завоевания, находился весь обширный край, начиная с Северного Кавказа и кончая Пермью и Башкирией.
Итак, что доказывают факты?
1. Бессмысленно рассматривать ядро будущей Российской империи как национальное Русское государство. Многонациональный характер был у Руси изначально.
2. Россия расширяла свои земли совершенно не так, как возникали западные колониальные империи. У нее абсолютно иные задачи и цели, другое поведение. Это было объединение, происходившее иногда с применением военной силы, но включающее народы, давно и тесно связанные общей исторической судьбой, торговыми, культурными отношениями и даже династическими браками.
3. Все противники Московии – тоже многонациональные государства. Говорить, что «русские завоевали татар», просто бессмысленно.
4. При ближайшем рассмотрении приходится сдать в архив все сказки о «зверствах русских» и о «неимоверной» жестокости их завоеваний.
5. При расширении Московского царства на восток тамошние народы, как правило, сами входили в состав России. Иногда (Казань, Сибирь, Астрахань) это добровольное присоединение срывалось происками враждебных к Руси конкурирующих держав.
Часто государства, присоединенные изначально, находились в дружественных отношениях с Москвой или даже были ее вассалами (как Казань и Астрахань). Захват этих земель Московским царством, уничтожение автономии и установление русской администрации были не государственной колониальной политикой, а наказанием за нарушение тамошними правителями своей вассальной клятвы верности.