Мифы о русской демократии, грязи и «тюрьме народов» - стр. 1
© Мединский Владимир Ростиславович, 2019
© Издание, оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2019
© Все права защищены
Этот народ находит более удовольствия в рабстве, нежели в свободе.
С. ГЕРБЕРШТЕЙН, XVI ВЕК
Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ.
М. ЛЕРМОНТОВ, XIX ВЕК
Проблема России – это россияне. Главный враг России – это мы сами, наше многовековое рабство, лицемерие, чинопочитание… потомки крепостных, люди с рабским самосознанием…
Б. НЕМЦОВ.«ИСПОВЕДЬ БУНТАРЯ», XXI ВЕК
Помнить хорошее (Вместо предисловия)
Глубокоуважаемый Читатель!
У вас в руках вторая книга из серии «Мифы о России». Сразу подчеркиваю: это не узкоисторическое исследование. Историки работают с первоисточниками.
«Ворошат летописцы», по выражению Ивана III, рассматривают в лупы берестяные грамоты, опрашивают участников Куликовской битвы…
Так что давайте называть вещи своими именами: исторических открытий здесь не ждите. Мои книги основаны на известных работах отечественных историков и свидетельствах иностранных наблюдателей. Больше скажу: активно использую публикации в прессе. И даже в Интернете. «Мифы о России» – это историческая публицистика.
Я не открываю Атлантид (и даже Трой). Просто подбираю факты в определенной последовательности и преломляю их под определенным углом зрения. И здесь возникают открытия…
Вот, например, в интервью «Комсомолке» по поводу выхода первой книги вспомнил историю, как в 1812 году в сражении под деревней Красное (по другим сведениям – Дашковкой), когда русские солдаты – вчерашние мужики, крепостные – засели под шквалом французской картечи в окопы и головы боялись поднять, их командир – генерал Раевский взял за руки двух своих служивших (!) при штабе армии несовершеннолетних сыновей – одному было 10 лет, другому 14 – и сам пошел с ними в атаку. Один из мальчиков поднял знамя Смоленского полка, и весь полк ринулся за ними в штыковую. Известный исторический эпизод Отечественной войны. Об этом писали Пушкин, Жуковский.
После этого интервью я получил массу читательских писем. Забавно, но нашлись знатоки, которые стали уточнять, что сыновьям Раевского было, по «их информации», 11 и 15 лет, что знамя они не несли и что якобы в атаку с отцом шел вообще только один его сын… Да, есть разные свидетельства, я это знаю. Но что для нас важно?
Для нас важен не десяток версий, в которых историческая правда порой блуждает, как в темном лесу. Это-то как раз значения не имеет. Зато есть яркий пример, который должен быть в каждом учебнике для курсантов российских военных училищ. Который нужен, например, чтобы пристыдить тех современных политиков и генералов, которые прятали за широкими спинами своих сыновей от Чечни.
По моему убеждению, не имеет значения, говорил ли в действительности Александр Невский: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет», или эту фразу можно оставить на совести сценаристов гениального фильма 1938 года. Не имеет значения, было ли сказано в 1941-м политруком Клочковым его ставшее знаменитым: «Велика Россия, а отступать некуда. Позади – Москва». И было ли героев-панфиловцев именно 28, а не «целая» рота, как утверждают некоторые новомодные «историки Великой Отечественной».
Этих бы «исследователей», да туда, под Волоколамск, как говорится, «с одной гранатой против двух фашистских танков». Там бы и поупражнялись в арифметике. Или – под Дашковку. Помочь «мифическому» отроку – сыну Раевского держать «мифическое» русское знамя, шагая навстречу шрапнели.
Речь в нашей книге не об «исторических деталях».
Речь о том, как наши представления влияют на сознание людей. Как формируется то, что называют духом нации. Наша тема – актуальная национальная самоидентификация.
Доведу этот тезис до крайности. Оставляю историю историкам. Мои книги, как я уже упомянул, историко-публицистические. И слово «публицистические» должно было бы стоять на первом месте.
Дюма говорил, что для него история – лишь гвоздь, на который он вешает свою картину. Разовью ту же мысль: для меня историческая фактура – это рамка для картины. Главное действие моих книг развивается не в далеком прошлом, а сегодня, в наших собственных головах. И шире – в общественном сознании сегодняшней России.