Мифы о русском пьянстве, лени и жестокости - стр. 3
Фотографий «Орла» под голландским флагом в силу понятных причин не сохранилось, а вот документы о закупке на бюджетные средства материала для шитья есть.
Отсутствие индивидуальности госсимвола породило и другие полуанекдоты. Якобы Петр I, копируя до мельчайших деталей голландские корабли, повторял и их флаги, но переворачивал их вверх ногами. Мол, у нас, русских, собственная гордость.
Есть гравюра русского художника А. Зубова «Виньетка к газете „Санкт-Петербургские ведомости“», выполненная в 1711 году. Верхняя полоса флагов кораблей, стоящих у Петропавловской крепости, – синяя, нижняя – красная, а в середине – белая. Это именно переиначенный голландский флаг. Ошибки здесь быть не может. А «Виньетку» одобрил сам Петр I, который придавал большое значение морским и военным деталям.
Или вот еще одна версия появления «перевернутого триколора». «Ваш, великого государя, ваш корабль святого Павла взяли французыпод голландским знаменем» — такое донесение он получил из Франции, воевавшей тогда с Голландией. Позже участь «Святого Павла» в той же Франции постигла другое русское торговое судно – «Святое Пророчество». И Петр понял, что нужно хоть как-то отличаться на расстоянии от воюющих сторон и нашел быстрый и в высшей степени бюджетный вариант – «перевернул» корабельные флаги.
«А как же „флаг царя Московского“?» – спросят знатоки истории. Да, действительно, сильно пострадавший от времени бело-сине-красный штандарт с золотым двуглавым орлом хранится в Центральном военно-морском музее. Его называют «флагом царя Московского», поднимался он еще молодым Петром на 12-пушечной яхте «Святой Петр» в 1693 году. У штандарта необычные пропорции: 4,6 метра на 4,3 метра. Это породило гипотезу о том, что царь просто вырезал его из слишком большого для яхты крестово-кватеръерного флага того самого «Орла». Что ж, иногда Государь бывал чрезвычайно расточителен, иногда – ужасно экономен и всегда – очень тороплив. Так что вполне могло быть.
Кстати, в этом прямоугольном штандарте с золотым орлом хотя бы нет того визуального минуса, который присутствует, увы, в современном российском триколоре. В этом я лишний раз убедился, гуляя как-то по центру Москвы с одним американцем – профессиональным рекламщиком. Американец восторгался всем, все ему казалось истинно русским, древним и оригинальным. И только про наш флаг, реявший за кремлевской стеной, печально заметил: «Vladimir, it's not good, very bad branding». Плохая, так сказать, «узнаваемость бренда». Американские рекламисты в этом толк, поверьте, знают. Зато потом он увидел президентский штандарт и обрадовался: «Вот каким должен быть российский флаг!»