Размер шрифта
-
+

Мифы о призраках. Путеводитель по мистическому Петербургу - стр. 5

.

Петр вполне мог увидеть высокого человека в черном и связать увиденное с Александром Невским, над прахом которого он, собственно, в тот момент и стоял. Но был ли это он? Во всяком случае, никто не хвастался, что де видел князя в доспехах или в монашеском облачении на улицах Санкт-Петербурга, так что, если Петру Алексеевичу и повстречался призрак Александра Невского, то это было единственное явление святого в этом месте, о котором нам известно.

Призрак Петра I

Не странен ли судеб устав!
Певцы Петра – несчастья жертвы:
Наш Пиндар[6]кончил жизнь, поэмы не скончав,
Другие живы все, но их поэмы мертвы!
Константин Батюшков

Первый раз призрак Петра посетил свою вдову Екатерину I. Визит состоялся приблизительно через полгода после смерти царя и явился предвестником кончины самой царицы.

Во сне Екатерина Алексеевна видела, что она сидит за столом с придворными, открываются двери и входит Петр I. Прекрасный и помолодевший, в сверкающих римских доспехах. Самодержец взял супругу за руку и, не обращая внимания на ее окружение, увлек за собой.

Пораженная происходящим Екатерина вознеслась вместе с мужем на небо, наблюдая с высоты птичьего полета земли, города, народ. Она увидела своих детей, спорящих между собой по поводу наследства.

Очнувшись ото сна, государыня позвала к себе придворных, сообщив им о том, что за ней приходил император, и завтра она умрет.

Так и вышло. Но, забрав с собой царицу, призрак Петра I отнюдь не угомонился и не оставил свой любимый город.

Неудивительно, что современники Петра Алексеевича отнеслись к заявлению царицы с понятным скепсисом: что бы ни говорила умирающая государыня относительно того, будто царь обосновался в райских кущах, куда звал и ее, – царь, получивший еще при жизни прозвище «антихрист», вряд ли мог так быстро рассчитывать на небесное помилование.

Медный всадник

Конную статую Петра выполнил скульптор Этьен Фальконе[7] в 1768-1770 годах. Голову статуи лепила его ученица Мари Анна Колло[8]. Змею, по замыслу Фальконе, изваял Федор Гордеев[9]. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Василия Екимова и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Юрий Фельтен[10].

Кстати, существует легенда, будто под Сенатской площадью живет гигантский змей. Как он проснется – тут-то городу и конец. Пораженный этой легендой Фальконе решил, что копыта коня должны топтать проклятую змею. Иными словами, поверженный змей – не символ ада, а скульптурный портрет того самого гада, затаившегося под Сенатской площадью.

Страница 5