Размер шрифта
-
+

Мифы народов Кавказа - стр. 8

В нартском эпосе боги Дебеч и Тлепш являются олицетворением двух поколений божественных кузнецов. Дебеч наделяет формой раскаленный металл, а его ученик Тлепш изобретает инструменты для кузнечного дела. В этих образах отражаются древние представления о кузнецах как избранниках божества и олицетворении сверхъестественной силы.

Тем не менее герои нередко превосходят богов. Вот почему они могут быть и соперниками. Сосруко, Амирани, Сасрыква, Абрскил, Батраз, Насрен-Жаче, Пхармат и другие герои часто вступают с богами в конфронтацию, чтобы, например, подарить огонь людям. Это позволяет рассматривать их и как культурных героев.


Парк нартов. Владикавказ


И все же герои эпоса всегда олицетворяют светлое начало и противостоят силам зла, тьмы и подземного царства, символизируя в своих подвигах упорядочение космоса. Большинство из них рождаются волшебным образом – из камня, от богини и охотника. Охота в целом занимает особое место в кавказском эпосе и является предвестником значимых событий, связанных с подвигами героев.

А вот подвиги – это уже олицетворение явлений природы и времен года. Сегодня, правда, цикличность деяний нартов и других богатырей утрачена, но намеки на нее остались. Так, слезы Сосруко, который спустился в подземный мир, – это весенние ручьи, а прикованные к скале Абрскил и Амирани дают о себе знать каждый год.

В фольклоре восточногрузинских горцев сохранились сюжеты о ежегодных странствиях героя по имени Гиорги в царство каджей. Гиорги забирает у демонов богинь любви и плодородия, угоняет стада. А еще он похищает музыкальный инструмент пандури, который символизирует весну и перерождение природы.

Нартские герои тоже действуют ради счастья людей и процветания природы. Например, Ашамез отправляется в подземный мир, чтобы спасти прекрасную Ахумиду и забрать свою чудодейственную свирель у дракона. Игра на свирели пробуждает спящую природу и гонит зиму.

В Дагестане истории о нартах не так популярны, но в эпосе народов этого края встречаются сюжеты и мотивы, близкие к грузинским и северокавказским.

Например, лезгинский персонаж по имени Шарвили может разрушить гранитную скалу, стать неуязвимым для стрел и клинков и даже в одиночку заменить стотысячное войско. Победить его можно только обманом.

Дагестанские герои тоже соперничают с богами. Так, Амир (герой лакцев) решает состязаться с богом Залом, за что его приковывают к скале цепями. Еще один персонаж, живший в Мачал-лащи, похищает огонь у бога, чтобы спасти замерзающих девушек в горах. Чем еще занимаются герои кавказских эпосов? Сражаются с одноглазыми великанами. Это роднит их с тем же Одиссеем.

Страница 8