Размер шрифта
-
+

Мифы Древней Греции - стр. 27

и 162.5). Кипрские статуэтки с дисками, размеры которых пропорциональны знаменитому диску из Феста, на котором по спирали нанесена священная надпись, по мнению проф. Рихтер, предвосхищают эгиду Афины. Щиты героев, с такой тщательностью описанные Гомером и Гесиодом, похоже, также имели пиктограммы, выгравированные по спиралевидной полосе.

6. Иодама, чье имя, возможно, означает «телка Ио», могла быть древним каменным изображением луны-богини (см. 56.1), а рассказ о том, как она превратилась в камень, звучит как предупреждение любопытным девушкам не нарушать тайны мистерий (см. 25.d).

7. Не следует думать, что Афина была только или главным образом богиней Афин. Ей были посвящены несколько древних акрополей, включая Аргос (Павсаний II.24.2), Спарту (там же III.17.3), Трою («Илиада» VI.88), Трезен (Павсаний II.32.4), Эпидавр-Лимеру (Павсаний III.23.6) и Феней (Павсаний VIII.14.4). Все эти святилища возникли еще до прихода эллинов.

10. Мойры

Существуют три одетые в белое неразлучные мойры, которых Эребу родила Ночь. Звали их Лахесис, Клото и Атропос – самая младшая по чину и самая ужасная из трех[37].

b. Зевс, который взвешивает человеческие жизни и сообщает мойрам о своих решениях, мог потом передумать и спасти по своему желанию тех, кому Атропос готовилась отрезать нить жизни, отмеренную Лахесис и спряденную Клото на своем веретене. Да, люди утверждают, что в какой-то мере они могут сами управлять своей судьбой, избегая опасностей. Поэтому молодые боги смеялись над мойрами, а некоторые говорят, что Аполлон однажды даже споил их, чтобы спасти от смерти своего друга Адмета[38].

c. Другие, напротив, утверждают, что сам Зевс подвластен мойрам. В этом однажды призналась, пророчествуя, пифийская жрица, поскольку мойры являются не детьми Зевса, а детьми великой богини Необходимости (Ананке), с которой не спорят даже боги и которая зовется «Могучей судьбой»[39].

d. В Дельфах поклонялись только двум богиням судьбы: богине Рождения и богине Смерти. В Афинах старшей из трех богинь считалась Афродита Урания[40].

* * *

1. Клото – «прядущая», Лахесис – «отмеряющая жребий», а Атропос – «та, которую нельзя избежать или отвратить». «Мойра» означает «часть» или «доля» (ср. доля, которую получал член родового сообщества во время жертвоприношений и общей трапезы. – Прим. ред.).

2. Зевс называл себя «водителем судеб» (Павсаний V.15.5. – Прим. ред.), став верховным божеством и получив право отмерять жребий человеческой жизни. Вероятно, поэтому в Дельфах исчезает Лахесис – «отмеряющая». Однако требование Зевса считаться отцом мойр не воспринималось серьезно ни Эсхилом, ни Геродотом, ни Платоном (Зевс – отец мойр у Гесиода. Теогония 901–906. –

Страница 27