Мифы Древней Греции - стр. 140
5. Первоначально вручаемой наградой было яблоко или яблоневая ветвь, которая обещала бессмертие после того, как в соответствующий день победитель принимал смерть от рук своего преемника. Плутарх («Застольные беседы» V.2) упоминает, что первоначально на Олимпийских играх было всего одно соревнование – бег, однако устраивался и поединок, который всегда заканчивался смертью побежденного. Мифологическое свидетельство о таком поединке можно найти в рассказе о том, что Олимпийские игры начались с поединка в борьбе между Зевсом и Кроном за обладание Элидой (Павсаний V.7), что было не чем иным, как поединком между царем и его танистом в день летнего солнцеворота, причем его исход был заранее предрешен, так как танист выходил вооруженный копьем.
6. В схолиях к Пиндару («Олимпийские оды» III.33) есть ссылка на Комарха, который утверждает, что новый год в Элиде отсчитывался от ближайшего к зимнему солнцестоянию полнолуния и что второй новый год наступал в день летнего солнцеворота. Вероятно, поэтому новый Зевс-Геракл, т. е. победитель в беге, убивал таниста старого года, т. е. Крона-Ификла, во время зимнего солнцеворота. Вот почему Геракл впервые учредил игры и «прозвание Крона дал холму… влажному от многих снегов» (Пиндар. Олимпийские оды Х.49).
7. В древности Зевса-Геракла перед смертью от руки таниста посыпали дубовыми листьями и вручали ему яблоневую ветвь в день летнего солнцеворота. В день зимнего солнцеворота ему вручалась ветвь дикой оливы как приз за одержанную победу и признак царской власти. Замена яблоневой ветви оливковой – олива считалась деревом, отпугивающим злых духов, – свидетельствует о запрещении этого смертельного поединка и переходе от счета по полугодиям к счету по Великим годам. Великий год начинался в день зимнего солнцеворота, когда совпадение солнечного и лунного календарей благоприятствовало браку между солнцем и луной, и делился пополам Олимпийскими играми, проводившимися раз в обычные четыре года, при этом царь и танист царствовали либо поочередно по четыре года каждый, либо одновременно. Хотя к классической эпохе гонки «солнечных» колесниц, ведущие свое начало от мифического поединка между Пелопом и Эномаем за руку Дейдамии (см. 109.3), стали главным событием игр, посыпание листьями победителя в беге все еще связывалось с несчастьем, и Пифагор советовал своим друзьям участвовать в этом соревновании, но не побеждать в нем. Бык победителя, мясо которого поедалось в зале Совета, стал явно подменять собой царя, как, например, на празднике афинской Буфонии (см. 21.12).