Мифологизация личности в современных СМИ - стр. 2
Методологическую основу работы составляют научные труды В. Аникина, Р. Барта, А. Веселовского, К. Леви-Стросса, Е. Мелетинского, В. Проппа, Г. Солганика.
Теоретическая значимость исследования состоит в необходимости лингвокультурологического развития теории концептологии и мифологии.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования её материалов при чтении курсов по лингвокультурологии, мифологии, социолингвистике и филологии.
Методы исследования: метод лингвистического и, шире, филологического описания мифологем, метод наблюдения, метод сопоставления и систематизации (типологизации), метод лингвистического анализа и последующего филологического синтеза.
Подходы к материалу: антропоцентрический, текстоцентрический, семантический и прагматический.
Ключевые понятия работы: культура, миф и мифологема, средства массовой информации (СМИ).
Направление исследования: лингвокультурология и социолингвистика.
Структура работы: магистерское исследование состоит из введения, определяющего общие установки исследования; трёх глав, раскрывающих специфику отражения мифа в слове и взаимодействие мифа с различными аспектами культуры общества и психологией личности, живущей в этом обществе; заключения, в котором обобщаются результаты проведённого исследования; библиографического списка и приложения, где даны схемы, подтверждающие теоретические положения работы.
Положения выносимые на защиту:
1. Характеристика современных СМИ с точки зрения взаимосвязанных научных дисциплин (социологии, журналистики, социолингвистики, лингвокультурологии, стилистики и культуры речи) выявляет нарастание их общественного влияния за счет разветвленной структуры, обеспечивающей многоканальное, массированное воздействие на все языковое сообщество, и охват СМИ-продукцией разного качества всех социальных слоев.
2. Одной из частных общественных функций СМИ является мифологизация окружающего мира: реальность поворачивается к читателю, слушателю или зрителю той стороной, которую ему желают показать, и предстает перед ним в том виде, который заказан. Каждая эпоха создает свои мифы, но те из них, что отвечают насущным потребностям и заветным желаниям человека, оказываются устойчивыми и лишь модифицируются в соответствии с условиями жизни. Фольклор, литература, искусство, помимо главного своего назначения, служили и проводниками мифов в жизнь людей. Сейчас эту роль активно выполняют СМИ.
3. Язык современных российских СМИ отражает происходящие в обществе следующие процессы: демократизации (проявляется в расшатывании строгих норм, актуализации сниженной лексики), интеграции сообществ, глобализации мира (отражается в активности заимствований), индивидуализации сознания (реализуется в разнообразной языковой игре, речевых новообразованиях, текстуальных средствах выразительности).