Размер шрифта
-
+

Мифология. Для тех, кто хочет все успеть - стр. 3

«Мифология – совокупность первоначальных верований народа о его происхождении, древнейшей истории, героях, богах и пр., в отличие от достоверных сведений, выдуманных впоследствии»

(Амброз Бирс)

Для некоторых людей – никогда. Не все хотят, да и не все нуждаются в том, чтобы понять, что стоит за прекрасной, но совершенно не связанной с жизнью сказкой. Однако огромное большинство из нас в детстве все-таки ассоциирует себя с героями ушедших времен, а значит, должно понимать, что такое миф.

С точки зрения ученых, мифология – это, прежде всего, особая форма сознания общества. Это способ смотреть на мир и воспринимать его так, как современный человек уже не способен. Все дело в том, что человек древности воспринимал себя буквально единым целым как с природой, так и с коллективом, в которых он жил.

МИРОВОЕ ЯЙЦО

Это универсальный мифопоэтический символ. Во многих мифологиях мира имеется упоминание о вселенском яйце, из которого рождается мир или верховное божество, создающее мир. Иногда это яйцо золотое – как символ солнца. О рождении демиурга – божественного Фанеса – из плавающего в море яйца повествует орфический миф. В финском мифе утка сносит яйцо, из которого возникает Вселенная, на холм посреди океана

Что это означало на практике? Всего лишь то, что мышление древних людей одушевляло весь мир: ветер, деревья, дождь и камни были такими же живыми и обладали такой же способностью мыслить и чувствовать, как и сам человек. Эта глубочайшая взаимосвязь способствовала слиянию логического и эмоционального мышления, выводя единственный непреложный закон древних: мир относится к тебе так, как ты относишься к каждой части этого мира.

Итак, миф – это предание, передающее представление людей о мире, его происхождении, богах, героях и самих людях.

Вместе или порознь?

Конечно, в таком взгляде на мир, с нашей, современной точки зрения, присутствовала большая доля наивности. И потому ничего удивительного не было в метафоричности – или переносе – восприятия человеком всего того, что его окружало. Иначе откуда же было взяться древнегреческим кентаврам, «помеси человека и лошади», или крылатому псу Симарглу из восточнославянских религий? Иначе почему боги древних так человечны и в своих родоплеменных отношениях, и даже в построении семейных связей?

Одним из главных признаков мифологического сознания как раз и является синкретизм. Говоря простыми словами, это соединение всех видов знаний, которыми обладал человек, в единое целое.

«Мифология – это то, во что верят взрослые, фольклор – то, что рассказывают детям, а религия – то и другое»

Страница 3