Метод Помидора. Управление временем, вдохновением и концентрацией - стр. 4
В разделе «Результаты» приводится ряд наблюдений, основанных на опыте людей, которые использовали эту технику, и определяется ряд факторов, объясняющих, как техника достигает своих целей.
Часть 1. Основы
Контекст
Кто не испытывал тревогу, столкнувшись с заданием, которое должно быть завершено к конкретному сроку? В подобных обстоятельствах кто не чувствовал необходимость отложить задание, не начинал выбиваться из расписания или прокрастинировать? Кто не сталкивался с неприятным ощущением зависимости от времени, гонкой за назначенными встречами, отказом от любимых занятий из-за нехватки времени?
«О, вспомни: с Временем тягаться бесполезно; Оно – играющий без промаха игрок!» – писал Бодлер в поэме «Часы»[1]. Действительно ли это истинная природа времени? Или лишь один из способов к нему относиться? Обобщая: почему люди имеют столько проблем в отношениях со временем? Откуда берется эта тревога, с которой все мы сталкиваемся, думая о том, как утекает время?
Мыслители, философы, ученые – все, кто пытался определить время и взаимоотношения между временем и людьми, – всегда были вынуждены признать поражение. Подобное исследование на самом деле неизбежно ограничено и никогда не бывает полным. Немногие смогли представить действительно содержательные результаты. В отношении времени, как представляется, сосуществуют два глубоко взаимосвязанных аспекта:
• Наступление. Абстрактный, измеряемый аспект времени, который порождает привычку его измерять (секунды, минуты, часы); идея представления времени на оси, которая позволяет отложить соизмеримые отрезки, концепт продолжительности события (расстояние между двумя точками на временной оси); идея опоздания (снова расстояние между двумя точками на темпоральной оси)[2].
• Последовательность событий. Конкретный аспект временного порядка: мы просыпаемся, принимаем душ, завтракаем, занимаемся, обедаем, прерываемся на послеобеденный сон, играем, едим и отправляемся спать. Дети приобретают это представление о времени до того, как осмысливают идею абстрактного времени, которое течет, невзирая на происходящие события[3].
Из этих двух видов времени именно Наступление есть тот, что порождает тревогу. Он по природе неуловим, неопределен, бесконечен: время проходит, ускользает, движется вперед в будущее. Если мы попытаемся противопоставить себя ходу времени, мы будем чувствовать себя неадекватными, подавленными, порабощенными и проигравшими все сильнее и сильнее с каждой секундой. Мы теряем нашу élan vital, жизненную силу, которая дает нам способность совершать великие дела. «Два часа прошло, а я еще не закончил; два дня прошло, а я еще не закончил». В моменты слабости цель того, что мы сейчас делаем, уже не ясна. Последовательность событий кажется менее тревожащим аспектом времени. Иногда она даже воплощает собой регулярную череду действий, успокаивающий ритм.