Размер шрифта
-
+

Метапсихология «π». Пособие по практическому применению бессознательного - стр. 7

В общем, несмотря на недостатки метода моделирования, видимо все-таки есть смысл пересмотреть некоторые «архаические концепции» с опорой на терминологию современных технологий. К тому же, у моделирования есть интересное достоинство. Так как моделирование – это своего рода сопоставление, то развитие модели может послужить толчком для развития той сферы, на основе которой она изначально создавалась, и наоборот, развитие в той сфере, на которой базируется данная модель, может послужить поводом для развития этой модели. В связи с этим резюмирую так: на сегодняшний день, лучший способ продвинуть наши познания в области бессознательного – это, пользуясь быстрым развитием технологий, рискнуть смоделировать психологию бессознательного на основе современных достижений в области компьютерных технологий и программного обеспечения.

Часть вторая. Новая метапсихология или π-теория бессознательного

Глава III. Сущность π-модели бессознательного

Заранее оговорюсь, что представленная ниже теория бессознательного не является в строгом смысле научной. Это гипотетическая модель. Ее научное обоснование еще впереди, здесь же она представлена скорее как личная философия автора. Это, если хотите, карта мировоззрения, изобразить которую мне задали в сновидений, приведенном в вводной части этой книги, собирательные образы моих преподавателей.

Ну что-ж, с таким предисловием, пожалуй, можно начинать. Карл Густав Юнг, ученик и сотрудник Фрейда, отмежевавшись от своего учителя организовал свою ветвь психологии бессознательного, основав ее на базе того наблюдения, что сюжеты, символика, действующие лица сказок, мифов, легенд разных народов и разных времен во многом имеют определенные сходства. Юнг предположил существование, так называемого, «коллективного бессознательного».

Сразу отмечу, что не стоит понимать «коллективное бессознательное» эзотерически, то есть как некую телепатическую сеть между всеми людьми на планете. Нет, К. Г. Юнг имел ввиду исторически наследуемое бессознательное, образованное не в индивидуальном опыте, а данное как бы сразу, с рождения. «Коллективное бессознательное» состоит из множества универсальных для всего человечества архетипов – образов, идей, форм. Причем, исторически могут появляться новые архетипы. Часть архетипов свойственна всем людям изначально, часть проявляется в каких-то конкретных ситуациях, но также свойственна всем. Впрочем, архетипы не являются жестко определенными и, в пределах своих форм, содержание того или иного архетипа каждым человеком может наполняться самостоятельно. Например, архетип «Трикстер» – архетип шутовства и шалостей, – один человек может наполнить легким сарказмом, а другой – жестокими и опасными розыгрышами.

Страница 7