Метаморфозы. Путешествие хирурга по самым прекрасным и ужасным изменениям человеческого тела - стр. 31
Однажды утром мы вместе с пятью другими студентами пришли в кабинет, где на краю кушетки сидела женщина средних лет в радужном кардигане и цыганской юбке. Ее светлые волосы были зачесаны вперед, чтобы прикрыть лоб. «Я хочу, чтобы вы все на это посмотрели», – сказал наш наставник и попросил пациентку поднять челку. Как минимум у двоих из нас перехватило дыхание: в центре ее лба, прямо на линии роста волос, был рог. Он был около пяти сантиметров длиной, коричневый и загибался на конце, как стебель хеллоуинской тыквы.
«Мы готовимся это удалить, – продолжил врач. – Такие кожные рога состоят из кератина, как ваши волосы, ногти и… рог носорога». Стимулировать рост рога могут всевозможные проблемы: солнечные повреждения, которые приводят к нарастанию рогового слоя, некоторые типы рака кожи, бородавки и даже некоторые нарушения в работе потовых желез. Один из пяти рогов оказывается онкологией. Хотя рога имеют различное происхождение, они все состоят из одного вещества – кератина. «Их довольно легко удалить, – сказал наш наставник, – однако в этом случае понадобится трансплантация кожи, чтобы прикрыть дефект».
Мы все стояли полумесяцем вокруг пациентки, пытаясь не выглядеть напуганными, хотя она сама, казалось, не переживала. «Не удаляйте его сегодня, – сказала она и игриво рассмеялась. – На следующей неделе я иду на костюмированную вечеринку и собираюсь нарядиться единорогом».
В Риме есть статуя Моисея работы Микеланджело. Моисея на ней отличают нахмуренные брови, напряженный взгляд и рога. Статуя предназначалась для могилы папы римского Юлия II (периода Возрождения), однако она стоит в небольшой базилике Сан Пьетро ин Винтоли. Рога связаны с моментом в Библии, когда Моисей, получив десять заповедей, спускается с горы Синай к своему народу с заметно изменившимся лицом. Иероним Стридонский, переводя с древнееврейского на латынь, описал лицо Моисея словом «рогатый», и с тех пор на западных иконах пророк изображался именно в таком облике. Статуя Моисея, созданная Микеланджело, представляет собой поражающее воображение и искусное произведение. Зигмунд Фрейд посвятил ей длинное эссе: «Как часто я поднимался по этим крутым ступеням… и пытался вынести сердитое презрение взгляда героя!»
Превращения как в классической, так и библейской традиции подразумевают элемент Божественной справедливости: в «Метаморфозах» Апулея человек, ведущий себя как осел, становится ослом; в «Метаморфозах» Овидия жадный до крови убийца превращается в волка. В Библии есть пара «рогатых» перевоплощений: во Второзаконии есть пророк, чьи рога отражают силу и величие, в то время как в «Откровении» Иоанна Богослова фигурирует множество рогатых посланников из ада. Почему было справедливым поместить рога на голову Моисея?