Размер шрифта
-
+

Мета-сознание - стр. 12

Почему «пять возвращаются к одному»? В даосской концепции пяти первоэлементов У-син каждому из них соответствует свой орган чувств. Дерево (木) – зрение (视). Огонь (火) – осязание (触). Земля (地) – вкус (味). Металл (金) – обоняние (嗅). Вода (水) – слух (听). Полагаю, теперь название стало понятнее.

Обратимся к следующей аналогии. Представим человека как подводную лодку. Внутри сидит капитан (наблюдатель), но о внешней среде он может знать только по показанию приборов. Так же и человек не может непосредственно воспринимать внешний мир, но только опосредованно через органы чувств. Звуковая волна касается барабанной перепонки – и появляется звук. Внимание внутри – на барабанных перепонках. Фотоны касаются сетчатки – и появляется зрение. Но внимание не снаружи, а внутри. На сетчатке…

Самый главный секрет в том, что внимание не выходит наружу. Понимаете? Вот закройте глаза и сосредоточьтесь на звуках. Создается впечатление, что звуки вокруг вас. И они увлекают внимание за собой. Внимание сосредотачивается то на голосе человека, то на сигналах машин, то на шуме холодильника… зазываниях ветра, тиканье часов… Внимание прыгает с одного объекта на другой. Потому даосы называют беспокойный ум «дикой обезьяной», что постоянно перепрыгивает с ветки на ветку.

Задача в том, чтобы не направлять луч внимания вовне, а сосредоточиться на барабанных перепонках. Именно там для вас и рождается вся гамма звуков. Созерцайте звук внутри себя.

Зрение. Расфокусируйте зрение и воспринимайте все одновременно. Без оценок и суждений. Без внутреннего диалога. Нет фокусировки на отдельных объектах. Для этого нужно просто направить внимание на сетчатку глаза. Фотоны касаются сетчатки, и картинка создается внутри вашего сознания (современная наука говорит, что визуальная картинка создается в затылочной части мозга – зрительной коре).

Вкус. Чайный напиток касается сосочков на языке, и внутри вашего сознания рождается вкус. Созерцайте его внутри себя.

Аромат. Аромат свежесваренного кофе попадает на рецепторы в носу, и создается ощущение аромата. Созерцайте аромат внутри себя.

Тактильные ощущения. Воздух касается вашего лица, и внимание на рецепторах кожи. Тактильные ощущения внутри вас.

Истинное мастерство в том, чтобы объединить восприятие от всех органов чувств в одно. Это и есть целостное «мета-восприятие».

Тогда, в этом состоянии внутреннего безмолвия, когда весь мир творится внутри вас, ничто не может увлечь внимание за собой. Все ощущения от всех пяти органов чувств просто приходят. А наблюдатель просто позволяет им приходить. Это иньский процесс, не требующий усилия. Нужно не «заставить», но «открыться» (开).

Страница 12