Мера всех вещей - стр. 2
Феаг. Конечно учил.
Сокр. Так думаешь, недостает еще какого-нибудь знания, о доставлении тебе которого отец должен позаботиться?
Феаг. Думаю.
Сокр. Какое же это знание? Скажи и нам, чтобы мы угодили тебе.
Феаг. Знает и он, Сократ, потому что я многократно говорил ему, и это нарочно12 толкует тебе, как будто бы не знает, чего я желаю. Такими ведь и другими еще словами препирается он и со мной и никому не хочет представить меня.
Сокр. Но то, что говорил ты ему прежде, говорено было без свидетелей; а теперь возьми меня в свидетели и объяви предо мной, что это за мудрость, которой ты желаешь. Положим, тебе желалось бы того знания, с помощью которого люди правят кораблями, и мне случилось бы спросить тебя: «Феаг! В какой мудрости нуждаясь, порицаешь ты отца, что он не хочет представить тебя тому, кто сделал бы тебя мудрым?» Что отвечал бы ты мне? Какая это мудрость? Не кораблевождение ли?
Феаг. Да.
Сокр. А если бы ты пожелал быть мудрым в такой мудрости, с помощью которой правят колесницами13, и тоже порицал бы отца, то на мой вопрос: «Что это за мудрость?» – чем назвал бы ты ее? Не возничеством ли?
Феаг. Да.
Сокр. Но та, которой ты теперь желаешь, безымянная ли какая или имеет имя?
Феаг. Я думаю, имеет.
Сокр. Так знаешь ли ты ее – по крайней мере без имени, или и имя?
Феаг. Да, и имя.
Сокр. Скажи же, какое оно.
Феаг. Какое другое можно дать ей имя, Сократ, как не мудрость?
Сокр. Но не мудрость ли и возничество? Или оно кажется тебе невежеством?
Феаг. Нет.
Сокр. А мудростью?
Феаг. Да.
Сокр. Для чего мы пользуемся им? Не для того ли, чтобы уметь править парой коней?
Феаг. Да.
Сокр. Не мудрость ли также и кораблевождение?
Феаг. Мне кажется.
Сокр. Не для того ли и оно, чтобы уметь править кораблями?
Феаг. Конечно для того.
Сокр. А мудрость, которой ты желаешь, – что такое она? Чем умеем мы править при ее помощи?
Феаг. Мне кажется, людьми.
Сокр. Не недужными ли?
Феаг. Совсем нет.
Сокр. Потому что для этого есть искусство врачебное. Не так ли?
Феаг. Да.
Сокр. Но не умеем ли мы при ее помощи управлять поющими в хорах?
Феаг. Нет.
Сокр. Потому что для этого-то есть музыка.
Феаг. Конечно.
Сокр. Или через нее умеем мы управлять теми, которые занимаются телесными упражнениями?
Феаг. Нет.
Сокр. Потому что для этого-то есть гимнастика.
Феаг. Да.
Сокр. В каком же деле пользуемся мы ей? Постарайся сказать мне, как я наперед сказал тебе.
Феаг. Ей пользуемся мы, мне кажется, в городе.
Сокр. Но не в городе ли и недужные?
Феаг. Да, однако ж не этих только я разумею – говорю и о других, живущих в городе.
Сокр. Так ужели я понимаю, на какое искусство указываешь ты? Ведь мне кажется, ты говоришь не о том, посредством которого мы умеем управлять жнецами, виноградарями, садовниками, сеятелями, молотильщиками, потому что этим управляем мы при помощи науки земледелия. Не так ли?