Размер шрифта
-
+

Медиа в образовательной среде. Коммуникации и безопасность детей - стр. 2

По существу базовые принципы медиаобразования (англ. media education) вытекают из ставшей сегодня классической схемы анализа коммуникационного акта, предложенной Г. Д. Лассуэллом еще в 1948 г.

Коммуникация строится по следующей модели: «кто (говорит) – что – какой канал – кому – какой эффект». И для определения принципов медиаобразования это очень важно, т. к. сегодня медиаобразование – изучение средств массовой информации и коммуникации – необходимо каждому человеку. В этой связи главная задача медиаобразования – развитие медиаграмотности (понимание природы и основных принципов деятельности СМИ, освоение информационных технологий, развитие способности к анализу и оценке содержания информации, умение использовать эту информацию осознанно).

Г. М. Маклюэн, канадский исследователь, автор тезиса The Medium is the Message («Средство передачи сообщения и есть содержание сообщения»), отчетливо понимал, что медиа – это «расширения» человека (MacLuhan, 1964). Сегодня, по мнению медиаисследователей, политологов, экономистов, социологов, в академическом медиасообществе нужно обсуждать новые вопросы: актуальные взаимосвязи в системе «общество – СМИ – человек», возможности СМИ изменять и расширять индивидуальное и социальное «бытование», влияние форм опосредованного представления действительности в СМИ на саму действительность (реальность) и ее понимание людьми (конкретным человеком) и общественными институтами.

Отталкиваясь от идеи Маклюэна, можно, вероятно, говорить о том, что медиа (массмедиа, СМИ) «расширяют» не только человека, но и все пространство общества, становясь источником различных ресурсов и в широком социальном плане, и в личном опыте[1]. В этой связи встает вопрос, что мы понимаем под термином «медиа».

1) Медиа – широкое понятие – обозначает социальное пространство (институт, общественную систему) с постоянно меняющимися границами. Медиа сегодня интегрируют отдельные пласты общественной и индивидуальной жизни, разные социальные среды, благодаря чему возникает общедоступная публичная (общественная) сфера – среда коммуникации идей, текстов, смыслов, ценностей, что ставит каналы и содержание медиа в тесную связь с обществом (Habermas, 1991). Более того, общественная сфера, в определенном смысле, и есть сфера существования идеологий (понимаемых в самом широком смысле как системы идей). Такой подход позволяет вывести на первый план традиционное «расширение» общества – за счет политики, общественной сферы и медиа. Однако не менее значимо культурное «расширение», которое объединяет не только высокую (искусство) и низкую культуру (развлечение), а также СМИ, но и свободное время людей. Следовательно, роль медиа в формировании человеческого капитала современного общества становится еще более очевидной.

Страница 2