Размер шрифта
-
+

Мазарини - стр. 29

Знать отреагировала на это однозначно. В знак протеста против королевского эдикта победитель в двадцати двух дуэлях граф де Бутвиль 14 мая 1627 года устроил на Королевской площади дуэль, в которой участвовало шесть дворян. Одни из участников этого действа был убит, другой ранен. Бутвиль и его кузен де Шапель, также участвовавший в дуэли, бежали из Парижа, но скоро были схвачены и брошены в Бастилию. Кстати, Бутвиль принадлежал к прославленному роду Монморанси-Люксембург, и поэтому суд над ним мог иметь большое политическое значение. Конечно же, принц Конде и другие аристократы, не говоря уже о жене Бутвиля, бывшей на третьем месяце беременности, взывали к королю с просьбой проявить милосердие. Людовик XIII на это только заметил: «Мне жаль графиню, но я обязан защитить мое достоинство». 22 июня 1627 года Бутвиль и Шапель были, согласно закону, казнены на Гревской площади. Юность и мужество казненных дуэлянтов вызвали в Париже глубокое сострадание и глубоко потрясли общественное мнение.

Но преуспел ли кардинал в искоренении дуэлей? Согласно его «Мемуарам» – да. Но согласно дальнейшей истории, в том числе и отечественной, о которой читатель имеет представление не только по историческим сочинениям, – вовсе нет. Возможно, на какое-то время дуэли и приостановились. Но уже в 1629 году Ришелье заметил Его Величеству его слабость, допущенную королем в применении законов, особенно эдикта о дуэлях. В этом вопросе первый министр, стараясь оправдать смерть Бутвиля и других казненных дуэлянтов, активно использовал пропагандистскую машину королевства. Исходивший из официальных кругов памфлет оценивал дуэли как оскорбление Бога, короля и всех французов. Другой любопытный памфлет в виде письма жителя Голландии доказывал, что дуэли в среде французской знати на руку главному врагу Франции – Испании. Ведь в то время, как французские дворяне шпаги убивают другу друга, Испания готовится захватить мировое господство.

Но еще более беспокоила кардинала укрепившаяся в 1610-1624 годах автономия гугенотского «государства в государстве». То было новое, вышедшее в начале его министерства на первый план, препятствие на пути централизации и унификации французского королевства. Еще по дарованному бывшим гугенотом королем Генрихом IV Нантскому эдикту 1598 года французские кальвинисты-гугеноты получили свободу вероисповедания и широкую автономию. Со временем автономные права значительно расширились. Кроме того, среди гугенотских общин насчитывалось около 1600 аристократов и менее знатных лиц. К ним относились семейства Буйон, Шатийон, ла Форс, ла Темуй и другие. Они являлись владельцами великолепных особняков в Париже и значительных сеньорий в сельской местности, занимали придворные должности и важные посты в местной администрации. Для защиты своих привилегий они могли выставить собственные армии из числа своих многочисленных арендаторов. Но большую часть гугенотов составляли буржуа и ремесленники. Вообще же французский протестантизм был гораздо сильнее привязан к городам, нежели к сельской округе. И от этого был более опасен в смысле неподчинения законам «найхристианнейшего» монарха. Для большинства французов единство их королевства соответствовало девизу «Один король, один закон, одна вера», и допущение королевской администрацией существования вольностей гугенотов было для них ярким свидетельством слабости центральной власти.

Страница 29