Мать Мария - стр. 3
Вот так пережила религиозный кризис будущая мать Мария. Труд ради Бога. Единому на потребу ращение зерна и сбирание плодов. Тогда все обретает смысл и жизнь осознается как крестоношение:
II
«Нежданно осветил слепящий яркий светМой путь земной и одинокий:Я так ждала, что прозвучит ответ,Теперь же ясно мне – ответа нет.Но близятся и пламенеют сроки»«Руфь»
Шла война. На заседаниях религиозно-философского общества самым острым из обсуждаемых вопросов стал вопрос об отношении интеллигенции к войне и национализму.
Давняя традиция русской интеллигенции состояла в защите – защите угнетаемого народа от абсолютизма монархии, от безбожности западной культуры, от узости духовенства и т. д. Она считала себя нравственно ответственной за духовное развитие своего народа. Считала себя его воспитателем. Ей хотелось вести народ к Правде и Истине.
И сейчас надо было ему объявить о том, каково должно быть отношение к войне. Имеет ли право православный человек участвовать в этой войне, как русский? В чем состоит миссия России? Что она может противопоставить германскому высокомерному нашествию? Какие ценности предложит вместо идолов культуры и научно-технического прогресса? Каковы роль и место Церкви?
Вот некоторые выдержки из докладов и прений:
– Нет сомнений, что самоутверждение нации с точки зрения христианской религиозности является грехом… Христианская религиозность не может отрицать нации, но она подчиняет национальное начало – началу вселенскому.
А. А. Мейер
– Борьба с национализмом – главная задача русской интеллигенции.
Д. С. Мережковский
– Война не наказание нам, а указание. Должно желать, чтобы ее огонь был и огнем очищающим.
3. Н. Гиппиус
– Победив Германию, мы сокрушаем самый корень милитаризма, который угрожает современной Европе. Значит, это действительно война войне.
Н. И. Туган-Барановский
– Тот социальный строй, в котором мы благополучно проживали, по существу своему, по качеству, не лучше войны.