Размер шрифта
-
+

Мастера портрета - стр. 7


Один из первых портретистов в нидерландский живописи, Робер Кампен, родился в Валансьене. Биографических сведений о нем до нас дошло немного. Известно, что работал художник в Турне и в 1410 году стал гражданином этого города, где имел довольно большую мастерскую. У Кампена было множество помощников и учеников, один из самых известных – Рогир ван дер Вейден. В 1423 году живописец принял активное участие в восстании горожан против патрициев. Вскоре Кампена назначили членом нового городского управления, но в дальнейшем он подвергся преследованиям со стороны властей.

Центральное место в творческом наследии Кампена занимают алтарные композиции (заказы на них он получал от жителей города) и портреты. Работал художник в технике масляной живописи на деревянной доске.



Р. Кампен. «Женский портрет», Национальная галерея, Лондон


Ранние произведения Кампена выполнены в традициях готического искусства («Рождество», ок. 1420–1425, Городской музей, Дижон; «Злой разбойник на кресте», ок. 1430, Штеделевский художественный институт, Франкфурт-на-Майне).

Позднее в живописи художника появились черты новаторства. Он начинает изображать религиозные сцены в интерьере, напоминающем обычный бюргерский дом («Алтарь Мероде», ок. 1427–1428, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; «Богоматерь с младенцем», начало 1430-х, Эрмитаж, Санкт-Петербург; «Богоматерь с младенцем у камина», ок. 1430, Национальная галерея, Лондон; «Алтарь Верля», 1438, Прадо, Мадрид). Образы, представленные в этих композициях, – не бесплотные, лишенные жизненной силы ангелы и святые, а реальные люди, современники Кампена. Таковы его мадонны, плотные, пышущие здоровьем, широкоскулые молодые женщины. Такой тип Богоматери, характерный для творчества Кампена, исследователи назвали «бюргерской Мадонной».



Р. Кампен. «Женский портрет», Национальная галерея, Лондон


Портретные работы Кампена свидетельствуют о его стремлении в точности следовать натуре. Видно, что художнику важно передать внешнее сходство, не углубляясь в характеристику душевных качеств модели. Портретируемые на картинах мастера не смотрят на зрителя, они выглядят погруженными в собственные мысли. Таковы парные «Мужской портрет» и «Женский портрет» (оба – Национальная галерея, Лондон), «Портрет Робера де Масмина» (ок. 1430, Государственные музеи, Берлин; вариант – музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид) и др.

Ян ван Эйк

(ок. 1390–1441)

Ян ван Эйк был не только талантливым художником, но и прекрасным дипломатом. Филипп Добрый, герцог Бургундии, послал его в Испанию, чтобы договориться о свадьбе с испанской принцессой и написать ее портрет. Ван Эйк блестяще справился с этой миссией. К сожалению, портрет инфанты не сохранился, и современный зритель не может полюбоваться творением знаменитого мастера.

Страница 7