Мастера портрета - стр. 51
Эти слова в точности соответствуют живописному портрету, созданному Бронзино. На лице юноши застыло холодное и высокомерное выражение, он словно надел маску придворного вельможи. Даже одежда Каппони, выдержанная в цветовой гамме родового герба (черном и жемчужно-белом тонах) выдает его аристократическое происхождение.
Бронзино намеренно усиливает утонченность образа, стремится придать ему легкую таинственность. В эффектно поднятой правой руке молодой человек держит камею, прикрывая ее так, чтобы зритель не смог угадать, кто изображен на ней. Тем не менее надпись на гемме хорошо видна, и зритель может прочитать слово «Sorte» – судьба. Можно лишь догадываться, что на камее – лицо возлюбленной Лодовико, Леоноры Содерини. Возможно также, это Маддалена Веттори, на которой Каппони впоследствии женился.
На лице юноши невозможно прочесть его мысли и чувства; этот образ – в некотором роде художественный символ, выражающий стремление к совершенству и в то же время показывающий подвластность человека его судьбе.
Так же как и портреты, изысканны и красочны фрески, алтарные и аллегорические композиции Бронзино (фрески капеллы Элеоноры Толедской, ок. 1540–1560, палаццо Веккьо, Флоренция; «Венера, Купидон, Безумие и Время», ок. 1545, Национальная галерея, Лондон); «Христос в Лимбе», 1552, музей Санта-Кроче, Флоренция; «Мученичество св. Лаврентия», 1565–1569, церковь Сан-Лоренцо, Флоренция.
Франсуа Клуэ
(между 1505 и 1510–1572)
Современники Франсуа Клуэ отмечали, что он был человеком высокой культуры. Клуэ получил прекрасное образование, и соотечественники гордились своим Жанэ (так они именовали всех представителей семьи Клуэ). Знаменитый французский поэт Пьер Ронсар в «Элегии к Жанэ» назвал его «честью нашей Франции».
Французский живописец и график Франсуа Клуэ родился в Туре в известной семье художников. Его учителем стал отец, Жан Клуэ. Уже в ранней юности Франсуа помогал ему в выполнении заказов. После смерти отца он занял его место придворного живописца.
В творчестве Франсуа Клуэ (особенно в его ранних работах) прослеживается влияние Жана Клуэ и итальянских живописцев, но тем не менее его произведения свидетельствуют об оригинальном стиле мастера.
Помимо портретов и жанровых композиций, художник делал посмертные маски (Франциска I, Генриха II), занимался оформлением праздников и торжественных церемоний, проводимых при дворе.
Портреты, созданные Франсуа Клуэ, свидетельствуют, что художника интересует не только передача внешнего сходства. Он стремится показать зрителю индивидуальные особенности модели. Таков «Портрет Генриха II» (1559, галерея Уффици, Флоренция), запечатлевший человека, истинные черты характера которого угадываются под маской внешнего спокойствия. Художник сумел уловить такие качества монарха, как властность, уверенность, ироничность.