Мастера натюрморта - стр. 39
А. ван Бейерен. «Рыбы на берегу», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Талантливый пейзажист, Бейерен создает картины, на которых за первым, предметным, планом открываются восхитительные морские виды, как, например, в полотне «Рыбы на берегу» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Из поставленных на берегу корзин высыпались щедрые дары моря: крупные и мелкие рыбы, крабы, раки с блестящими от воды панцирями. Натюрморт представлен на фоне покрытого облаками неба и моря с парусниками, которые встречают люди на берегу.
Иногда Бейерен переносит свои рыбные натюрморты в закрытое помещение. Таковы картины «Рыбы на столе», «Рыбы в корзине» (обе — в Эрмитаже, Санкт-Петербург), «Морские рыбы и краб» (Маурицхёйс, Гаага), где сверкание серебристой рыбьей чешуи подчеркивается блеском металлической посуды: кувшинов, блюд, мисок. Красноватые пятна отрезанных кусков рыбы, розовеющие тела крабов вносят к общий колорит, выдержанный в серебристо-серых тонах, неповторимое звучание. Большую роль в композициях играет свет, придающий всем предметам достоверность и динамичность.
А. ван Бейерен. «Рыбы на столе», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Попадая в глаза уснувших рыб, он вносит в картины яркий блеск и ощущение праздника.
В рыбных натюрмортах Бейерена восхищает не только богатство цветовой гаммы, сближающее его творчество с живописью такого знаменитого натюрмортиста, как В. Калф, но и свободный, смелый мазок, делающий картины художника эскизно выразительными, полными внутреннего движения.
А. ван Бейерен. «Рыбы в корзине», Эрмитаж, Санкт-Петербург
Натюрморты с рыбами показывают, насколько далеко ушел Бейерен от своего учителя, П. де Пюттера, с его статичными по композиции и однообразными по колориту картинами той же тематики.
В последний период своей жизни Бейерен писал главным образом «завтраки» и «букеты», не менее совершенные по мастерству, чем его натюрморты с рыбами. К сожалению, его жизнеутверждающее искусство, в котором отсутствует морализаторство, не нашло понимания у соотечественников. В XVIII столетии о Бейерене почти не вспоминали, и лишь в конце XIX века его замечательную живопись оценили по достоинству.
Мельхиор де Хондекутер
(1636–1695)
Крупнейший мастер голландского натюрморта Мельхиор де Хондекутер создавал как небольшие, так и крупноформатные полотна, восхищающие своей декоративной красочностью. Помимо композиций с охотничьими трофеями, Хондекутер писал также картины с живой натурой — птичьи дворы. Эти роскошные полотна, изображающие экзотических птиц с ярким оперением, пользовались большим успехом у современников художника.