Мастера исторической живописи - стр. 32
Однако можно с достаточной уверенностью утверждать, что наиболее яркие работы были созданы именно Веласкесом. Например, не вызывает сомнения, что им была выполнена картина «Завтрак» (ок. 1617, Эрмитаж, Санкт-Петербург, вариант – в Художественном музее, Будапешт). Она является одной из ранних работ художника. За ней последовали «Старая кухарка» (Национальная галерея, Эдинбург), «Служанка-мулатка» (частное собрание), «Водонос» и «Завтрак двух юношей» (собрание герцога Веллингтона, Лондон). Все эти работы были выполнены в короткий период с 1618 по 1620 год.
Главными героями бодегонес Веласкес делал простых жителей, которых встречал каждый день в своей повседневной жизни: веселых, радующихся легкой жизни парней и прекрасных, гордых девушек, простодушных мальчишек и умудренных жизнью стариков.
Веласкес, будучи испанским художником, не мог обойти такую тему, как создание полотен на религиозные сюжеты («Поклонение волхвов», 1619, Прадо, Мадрид).
Однако эти картины, в отличие от других работ подобного рода, не пронизаны мистическим настроем. Особенно в этом отношении выделяется полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (ок. 1620, Национальная галерея, Лондон).
В 1623 году в возрасте двадцати четырех лет Веласкес переехал в Мадрид. Вскоре в жизни художника произошло значительное событие: его талант заметили, и Веласкес был приглашен во дворец в качестве придворного живописца Филиппа IV. Однако подобное назначение имело не только положительные, но и отрицательные стороны. Будущее художника и его семьи стало намного стабильнее, к тому же отпала необходимость писать картины на религиозные сюжеты, которые с удовольствием приобретала церковь, но к созданию которых Веласкес не чувствовал склонности. Помимо этого, у него появилась возможность видеть самые лучшие полотна, скульптуры и т. д., так как в его обязанности входило пополнение собрания Филиппа IV наиболее ценными произведениями искусства.
Были и неприятные моменты: ему как придворному приходилось выполнять множество мелких, утомительных обязанностей, например заниматься организацией торжеств и приемов, оформлением внутренних помещений дворца. Но самое главное: сделавшись придворным живописцем короля, он стал весьма ограничен в заказах – в большинстве случаев должен был писать только то, что хотел увидеть Филипп IV.
И все же Веласкес медленно, но верно продвигался вперед по иерархической лестнице, занимая все более высокие должности. В 1656 году он был назначен гофмаршалом двора.
Несмотря на то что художник практически не покидал Мадрид и часто бывал при дворе, до наших дней дошло очень мало сведений о его жизни.