Размер шрифта
-
+

Мастера иконописи и фрески - стр. 56

Среди многочисленных произведений 1490-х годов можно выделить «Святое семейство» (1490-е, Уффици, Флоренция) и алтарь «Мадонна со святыми» (1490-е, Городская галерея, Вольтерра). В 1497 году мастер трудился над фресковым циклом «История святого Бенедикта» (аббатство, Монтеоливето Маджоре).

На рубеже XIV–XV столетий художник работал над обширным циклом фресок под общим названием «Деяния Антихриста и Страшный суд» (1499–1502, собор, капелла Мадонна ди Сан-Брицио, Орвьето).

Цикл состоит из шести больших композиций. На них показан Рай, Ад и сам Страшный суд.



Л. Синьорелли. «Деяния Антихриста и Страшный суд». Фрагмент, 1499–1502 годы, собор, капелла Мадонна ди Сан-Брицио, Орвьето


Все композиции многофигурны, персонажи, как правило, обнажены. Мастер постарался изобразить их в наиболее сложных ракурсах, с большим напряжением и динамикой, что напоминает последующие работы Микеланджело.

Мастерство и фантазия художника поражают. Можно бесконечно рассматривать его «Страшный суд» и удивляться.

Например, один из фрагментов показывает воскрешение мертвецов, которое, согласно тексту Нового Завета, должно произойти при конце света, перед началом Страшного суда. Ожившие мертвецы поднимаются из своих могил. Они выглядят не как тяжелобольные, с трудом встающие со своих постелей, а как живые существа, полные энергии, желания действовать.

Сначала они поднимают головы, затем энергичными движениями упираются в землю, как в края пропасти, и, подтягиваясь, напрягая все мускулы, освобождаются от могил, которые держали их в течение столетий и, кажется, до сих пор не хотят отпускать.

Творчество Синьорелли действительно оказало значительное влияние на формирование художественной манеры не только Микеланджело, но и Леонардо да Винчи.

Оба они в молодости внимательно изучали и даже копировали произведения этого мастера.

После окончания цикла фресок художник исполнил множество алтарных композиций.

Среди них можно отметить «Оплакивание Христа» (1502, церковный музей, Кортона), «Распятие с Марией Магдалиной» (1500-е, Уффици, Флоренция), «Мадонна со святыми» (1500-е, Уффици, Флоренция), «Причащение апостолов» (1512, церковный музей, Кортона).

Леонардо да Винчи

(1452–1519)

Главным искусством Леонардо да Винчи считал живопись, называя ее «наукой и законной дочерью природы» и говоря, что именно она позволяет передать «красоту творений природы». Что касается большинства наук, то они, по мнению Леонардо, нужны лишь для того, чтобы измерять «прерывные и непрерывные количества».


Леонардо да Винчи – один из самых выдающихся мастеров эпохи Возрождения. Он проявил себя во многих направлениях искусства: в живописи, графике, архитектуре. Кроме того, он был ученым и инженером. Его перу принадлежат труды по теории искусства.

Страница 56