Размер шрифта
-
+

Мастера иконописи и фрески - стр. 51

Создавая эти произведения, художник руководствовался средневековыми астрологическими представлениями. Поэтому все картины включают символическое изображение того или иного месяца.



Ф. дель Косса. «Аллегория осени». Фрагмент, 1467–1471 годы, Палаццо Скифанойя, Феррара


Каждая фреска делилась на три части, которые были расположены одна над другой. Астрологические символы месяцев и декад располагались в средней части. Полагают, что эскизы для них были подготовлены профессором астрономии и историком дома д’Эсте Пеллегрино Прискани.

В этой же средней части каждой композиции Косса показал аллегорические фигуры месяцев и времен года. В качестве примера можно привести аллегорию осени. Косса изобразил ее в виде женщины в простом свободном платье, подпоясанном на бедрах. Одной рукой она придерживает мотыгу, лежащую на ее плечах; в пальцах зажата ветка винограда с большой спелой гроздью. Другой рукой она опирается на лопату. Женщина стоит на фоне пейзажа – зеленых полей и холмов. Над холмами синеет высокое чистое небо.

В верхней части фрески художник показал триумфы античных божеств, а также людей за различными занятиями. Например, на фреске, посвященной месяцу марту, Косса изобразил работников, которые обрезают виноград и ставят шпалеры. Работники находятся в самых различных позах: один из них, склонившись и сгорбив спину, строгает палочку, другой обрезает лозу, находящуюся на уровне его груди, третий забрался на лестницу. Еще один, высокий и молодой работник в красных штанах протянул руку, стараясь срезать ножом одну из веток.

Нижняя часть предназначалась для изображения самых разных эпизодов из жизни двора герцога д’Эсте и просто сцен городской жизни.

Работа была слишком объемна, и мастер согласился взять в помощь учеников. Сегодня можно точно сказать, что фрески «Март» и «Апрель» он выполнял самостоятельно, а композицию «Май» создал совместно с одним из помощников.



Ф. дель Косса. «Месяц март». Фрагмент, 1467–1471 годы, Палаццо Скифанойя, Феррара


После окончания «Мая» художник послал герцогу известное прошение с просьбой повысить жалованье, но получил отказ, после чего покинул родной город и отправился в Болонью, где и прожил остаток жизни.

В Болонье художник только единожды обращался к монументальной живописи. В 1472 году он переписал фреску «Мадонна с ангелами», находящуюся в церкви Санта-Мария дель Бараккано. В последующие годы мастер работал в основном над алтарными композициями и картинами.

В 1473 году Косса трудился над «Алтарем Гриффони», предназначенным для украшения церкви Сан-Петронио. На главной створке алтаря мастер изобразил святого Франческо Ферреро (около 1473, Национальная галерея, Лондон), на боковых – Иоанна Крестителя и апостола Петра (обе находятся в Музее Брера, в Милане).

Страница 51