Размер шрифта
-
+

Мастера иконописи и фрески - стр. 44

Сведений о годах ученичества Кастаньо не имеется. Полагают, что на формирование его живописной манеры оказало влияние творчество Мазаччо, Д. Венециано, а также скульптурные произведения Донателло. Первое упоминание о нем относится к 1440 году. Именно тогда он исполнил один из первых крупных заказов: расписал стену Палаццо дель Подеста. Он пошел навстречу заказчику и написал то, что тот ожидал. Но произведение искусства просуществовало недолго. Сегодня нет сведений о том, по чьему приказу – Медичи или Альбицци – фреска была уничтожена.

В 1442 году Кастаньо работал в Венеции. Именно здесь он создал первую дошедшую до нас роспись свода капеллы Сан-Таразио (1442, церковь Сан-Дзаккария, Венеция).

Мастер исполнил сложную композицию, включающую фигуры Творца и шести святых. В этой работе проявляются характерные черты его творчества 1440-х годов: персонажи, даже ангелы, имеют облик простых людей.

Заметно стремление мастера к обобщенности форм, выразительность которым он придает при помощи эффекта света и тени. Художник использовал яркие, сочные оттенки, среди которых преобладали зеленые, льдисто-голубые, сиреневые и охристо-желтые.

По окончании работы над заказом Кастаньо вернулся во Флоренцию, а в 1444 году был принят в цех живописцев. С этого времени и до конца жизни художник, если верить документам, жил и работал во Флоренции.



А. дель Кастаньо. «Кондотьер Пиппо Спано». Фрагмент, Вилла Пандольфини


Среди его станковых работ можно отметить «Распятие», которое он исполнил в двух вариантах. Первый был им создан вскоре после переезда во Флоренцию, около 1443 года (он до сих пор находится в этом городе, в церкви Санта-Мария Нуова).

По прошествии десятилетия художник снова вернулся к теме «Распятия». Этот вариант (около 1453–1454) хранится во флорентийском музее Сант’Аполлония.

Следующие после первого «Распятия» работы Кастаньо выполнены в несколько ином стиле, который предшествовал искусству второй половины XV столетия. Его композиции приобрели динамичность, фигуры стали более одухотворенными. Рисунки фресок исполнялись очень четкими. Это стало возможным благодаря тому, что перед тем, как начинать фреску, художник делал подфресковые рисунки красной краской. Впервые он исполнил такие рисунки – синопии – перед началом росписи трапезной монастыря Сант’ Аполлония, над которыми трудился в конце 1440-х годов.

Художник создал грандиозную композицию площадью 9,1 × 9,75 м, где объединил различные сцены из Страстей Господних и «Тайную вечерю», которая имела больший масштаб и отличалась от остальной части композиции скученностью фигур. Благодаря такому приему у зрителей создавалось впечатление, что «Вечеря» как бы выдвинута за пределы стены.

Страница 44