Мастера иконописи и фрески - стр. 3
Само слово «фреска» – итальянского происхождения и в переводе на русский язык означает «свежий». Фреской называют роспись по сырой штукатурке. Техника ее выполнения чрезвычайно сложна и состоит из нескольких этапов.
Роспись гробницы Нахта. Фрагмент, XV век до н. э., Фивы
«Музыкантши». Фрагмент росписи в гробнице Нахта, XV век до н. э., Фивы
Предварительно мастер исполняет рисунок на бумаге. На стену накладывают гладкий слой штукатурки, на которую переводится рисунок. Для этого художник выполняет по всем линиям контура проколы. Затем он накладывает бумагу с рисунком на оштукатуренную стену, плотно прижимает к ней и вводит сквозь проколы угольную пыль. Таким образом весь рисунок переводится на стену.
Затем, не дожидаясь, пока штукатурка высохнет, мастер кистью наносит на него краску необходимого цвета. Причем краска не ложится тонкой пленкой по поверхности штукатурки, а впитывается в нее. Сложность заключается в том, что при росписи краска может заходить за пределы контура предварительного рисунка и сливаться с соседним тоном.
«Охота на льва», VIII век до н. э., дворец наместника Шамшиоу, Тель-Борсип
Фреска со львами, VIII век до н. э., Эребуни
Для того чтобы избежать слияния красок, мастер должен был процарапать штукатурку по контуру рисунка тонким острием. Царапина не давала краске распространиться за пределы контура. Мастер стремился быстро перевести рисунок, процарапать его и покрыть красками. Работа художника строго согласовывалась с работой штукатура. Следовало заштукатурить такую поверхность стены, которую мастер мог бы успеть покрыть росписью, пока слой не затвердел.
«Игры с быком», XVI век до н. э., Кносский дворец, Крит
Однако нужно отметить, что такой трудоемкий способ применялся не всегда. Довольно часто, даже в древности, исполняли росписи по сухой штукатурке без процарапывания контуров рисунка. Такое изображение было легче и быстрее наносить, но и сохранялась она хуже. Довольно часто подобную технику ошибочно называли фреской.
Первые фрески, вероятнее всего, появились во время расцвета крито-микенской культуры. Самым известным архитектурным сооружением того времени является Кносский дворец на острове Крит. Полагают, что именно об этом дворце шла речь в легендах о Лабиринте и жившем в нем чудовище Минотавре.
Дворец представляет собой группу построек, расположенных на разных уровнях и соединенных между собой разнообразными коридорами, лестницами, переходами и колодцами. Его площадь составляет 24 тыс. м>2. Такое сложное сооружение действительно правильнее называть лабиринтом, а не дворцом.