Мастера иконописи и фрески - стр. 24
Интересна фреска «Поцелуй Иуды». Джотто сделал Христа и Иуду центральными персонажами многофигурной композиции. Иуда обнял Иисуса руками и укрыл его своим оранжевым плащом. Приблизившись к лицу Христа, Иуда целует его в губы, тем самым давая стражникам знак, по которому они должны узнать и схватить Иисуса.
Джотто. «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти»), около 1310 года, Уффици, Флоренция
Взглянув на обе фигуры – Иуды и Христа, зритель сразу понимает, какие чувства переполняют обоих. Иуда в смятении, в его движениях и выражении лица, несмотря на то что оно повернуто в профиль, чувствуется неуверенность и одновременно коварство. Иисус смотрит на предателя спокойно, но сурово. Стражники с оружием столпились со всех сторон: они нетерпеливо ожидают, когда Иуда отойдет в сторону и даст им схватить Иисуса.
На одной из фресок Джотто изобразил момент оплакивания Христа апостолами и женщинами. Иисуса уже сняли с креста. Его голова и плечи лежат на коленях Марии, которая оплакивает его смерть. Вокруг нее собрались мужчины и женщины, ученики и последователи Иисуса. С неба спустились ангелы, которые также сокрушаются о его гибели.
С 1305 по 1308 год Джотто работал в Падуе, затем вернулся во Флоренцию, где продолжил писать. Одним из самых выдающихся его произведений этих лет считается монументальный алтарный образ «Мадонна на троне» («Мадонна Оньисанти», около 1310, Уффици, Флоренция).
В последующие годы художник неоднократно возвращался к созданию фресок. Он исполнил росписи семейных капелл Барди и Перуцци в хоре церкви Санта-Кроче, которая находится во Флоренции. Над этими росписями Джотто начал работать около 1320 года. Он окончил это произведение в 1325 году.
Росписи капеллы Перуцци посвящены в основном двум персонажам: Иоанну Крестителю и Иоанну Богослову. На стенах капеллы Барди Джотто изобразил эпизоды из жизни святого Франциска Ассизского. Художник украсил каждую капеллу шестью сценами, которые расположил на боковых стенах, по три друг под другом. Эти работы отличает от предыдущих то, что Джотто изобразил на заднем плане композиций более сложные архитектурные постройки, добавил детали.
Кроме того, в этих росписях становится заметным стремление художника к передаче оптических и пространственных эффектов. Например, на одной из росписей капеллы Перуцци он показал архитектурную декорацию в угловом ракурсе, который наиболее приближен к точке зрения зрителя, находящегося рядом с входом в капеллу. Что касается капеллы Барди, то здесь он применил другой прием: показал фронтально развернутую архитектурную декорацию в перспективе, привычной для фресок античности.