Мастера иконописи и фрески - стр. 20
Не все работы Чимабуэ сохранились до наших дней. Среди известных его композиций наибольшее впечатление производят алтарные образы колоссальных размеров, иногда до 4 м в высоту.
Один из образов, «Распятие» (около 1274), в настоящее время находится в музее Санта-Кроче во Флоренции. Он исполнен в традиционной манере, с элементами экспрессии. К сожалению, в 1966 году в городе произошло наводнение, в результате которого образ почти полностью был разрушен.
Намного лучше сохранилась другая работа Чимабуэ – алтарный образ «Мадонна с ангелами» (Лувр, Париж). Долгое время авторство художника вызывало сомнения. Исследователи высказывали предположения, что он был выполнен художниками его мастерской. В настоящее время установлено, что мастер работал над ней самостоятельно.
Композиция образа проста и торжественна. Мария сидит на троне и держит на руках Спасителя. Ее поза, поворот головы, выражение лица полны спокойствия и величия. Трон придерживают шесть ангелов. Они располагаются по вертикали друг над другом, обрамляя фигуру Марии. Прямая осанка Марии и линии трона еще более поддерживают вертикаль, тогда как легкий наклон головы Богородицы и склоняющиеся в ее сторону головы ангелов, а также контуры их крыльев делают ритмическую композицию образа менее строгой. Долгое время алтарный образ находился в Италии, в Пизе, в соборе Сан-Франческо. В Лувр он попал в начале XIX столетия.
Над алтарным образом «Мадонна Санта-Тринита» (Уффици, Флоренция) художник работал с 1279 по 1280 год. По окончании композицию поместили в большом алтаре церкви Санта-Тринита во Флоренции, где она служила иконным образом и предназначалась для молитвы.
Чимабуэ. «Мадонна Санта-Тринита», 1279–1280 годы, Уффици, Флоренция
Композиция этого произведения во многом напоминает «Мадонну с ангелами». Художник изобразил Марию с младенцем, сидящую на троне. Правда, трон поддерживают уже не шесть, а восемь ангелов. Заметно и различие в выражении лица Богородицы: на первом образе оно серьезно, сурово, на втором – спокойное, умиротворенное, в нем чувствуется внутренняя радость. Таковы и лица ангелов. Под аркой, на которую опирается трон Богородицы, художник поместил четырех бородатых старцев – пророков, которым открылось это Божественное видение.
Образ имеет четкие, простые контуры. Преобладающим цветом является золотой, что позволяет лучше разглядеть изображение при церковном сумрачном освещении. Манера изображения Богородицы, в частности ее одеяние, поза, выражение лица, указывает, что художник при создании этого образа опирался на византийские традиции. Однако в отличие от мастеров Византии он постарался расположить фигуры в трехмерном пространстве, предвосхищая принципы, которые с таким успехом и блеском будут впоследствии развиты художниками эпохи Возрождения.