Мастера афоризма. Мудрость и остроумие от Возрождения до наших дней - стр. 17
Во мне, а не в писаниях Монтеня содержится то, что я в них вычитываю.
Время потому исцеляет скорби и обиды, что человек меняется: он уже не тот, кем был. И обидчик и обиженный стали другими людьми.
Всякий раз мы смотрим на вещи не только с другой стороны, но и другими глазами – поэтому и считаем, что они переменились.
Два похожих лица, ничуть не смешных по отдельности, смешат своим сходством, когда они рядом.
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим.
Допустимо ли искоренять злодейство, убивая злодеев? Но ведь это значит умножать их число!
Жизнь – это воспоминание об одном мимолетном дне, проведенном в гостях.
«За что ты меня убиваешь?» – «Как за что? Друг, да ведь ты живешь на том берегу реки! Живи ты на этом, я и впрямь совершил бы неправое дело, злодейство, если бы тебя убил. Но ты живешь по ту сторону, значит, мое дело правое, и я совершил подвиг!»
Иначе расставленные слова обретают другой смысл, иначе расставленные мысли производят другое впечатление.
Истина и справедливость – точки столь малые, что, метя в них нашими грубыми инструментами, мы почти всегда даем промах, а если и попадаем в точку, то размазываем ее и при этом прикасаемся ко всему, чем она окружена, – к неправде куда чаще, чем к правде.
Когда бы каждому стало известно все, что о нем говорят ближние, – я убежден, что на свете не осталось бы и четырех искренних друзей. Подтверждением тому – ссоры, вызванные случайно оброненным, неосторожным словом.
Лучшее в добрых делах – это желание их утаить.
Лучшие книги те, о которых читатели думают, что они могли бы написать их.
Любое исходное положение правильно – и у пирроников, и у скептиков, и у атеистов, и т. д. Но выводы у всех ошибочны, потому что противоположное исходное положение тоже правильно.
Любознательность – та же суетность. Чаще всего люди стремятся приобрести знания, чтобы потом ими похваляться.
Люди делятся на праведников, которые считают себя грешниками, и грешников, которые считают себя праведниками.
Люди не могут дать силу праву и дали силе право.
Люди почти всегда склонны верить не тому, что доказуемо, а тому, что им больше по вкусу.
Мы любим не человека, а его свойства. Не будем же издеваться над теми, кто требует, чтобы его уважали за чины и должности, ибо мы всегда любим человека за свойства, полученные им в недолгое владение.
Мы никогда не живем, а лишь располагаем жить.