Размер шрифта
-
+

Масонские биографии - стр. 2


В августе 1995 года с жестким опровержением этого мнения выступил Досточтимый Мастер Исследовательской ложи «Quatuor Coronati» Р. А. Гилберт, утверждавший, что ни по времени учреждения, ни по сути учения, ни по прочим признакам не представляется возможным определить «масонский мейнстрим» и противопоставить его «маргинальным течениям», однако данная дискуссия продолжается и по сей день с переменным успехом.

Для упрощения понимания текста, термин «маргинальное масонство» будет использоваться здесь во всех случаях, однако читателям необходимо понимать, насколько он относителен и приблизителен.

Е. Л. Кузьмишин

Предисловие

Моя первая встреча с понятием «маргинальное масонство» и именами Кеннета Маккензи (Kenneth Mackenzie) и Фрэнсиса Джорджа Ирвина (Francis George Irwin) состоялась в 1961 году, когда я начал интересоваться всем связанным с происхождением и ранней историей удивительного андрогинного магического общества доктора У. Уинна Уэсткотта (W. Wynn Westcott) – Герметического Ордена Золотой Зари (Hermetic Order of the Golden Dawn). А. Э. Уэйт (A. E. Waite) предположил в своей автобиографии «Тени жизни и мысли» (Shadows of Life and Thought, 1938), что Маккензи в свое время владел легендарным Шифрованным Манускриптом Золотой Зари, хотя это кажется маловероятным. Происхождение и правдоподобность этого документа на настоящий момент не подтверждены и, судя по всему, таковыми и останутся. В 1886 г. он находился во владении преподобного А. Ф. А. Вудфорда (A. F. A. Woodford), члена-основателя ложи «Quatuor Coronati», а в августе 1887 г. тот передал его Уэсткотту. А затем нам приходится иметь дело с безумной историей про подделанные письма, незримых Тайных Властителей и, наконец, познакомиться с полумифической немецкой дамой, известной под именем «фройляйн Шпренгель» (Sprengel), а также именуемой «весьма почтенной Soror Sapiens Dominabitur Astris3», предположительно высокопоставленной посвященной Розы и Креста. Уэсткотт писал, что именно она дала ему разрешение работать в его стране по системе Золотой Зари. Пусть это и достойное развлечение для начинающего исследователя театра абсурда, однако оно не входит в задачи настоящей работы. Поскольку Уэйт предполагал, что истоки Золотой Зари следует искать у Маккензи, я последовал этим путем, изучил его «Братство Розового Креста» (The Brotherhood of the Rosy Cross, 1924), и там впервые встретил имя Ирвина.

Мое внимание привлекли несколько утверждений Уэйта. Например, он писал:


В течение двадцати пяти лет, начиная с 1860 года, в Англии наблюдается существование любительских фабрик по производству уставов, и их начинают замечать по результатам их трудов, за которыми не стоит никакой истории происхождения, за исключением совершенно легендарной и определенно являющейся плодом оккультной фантазии.

Страница 2