Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить - стр. 7
Чтобы понять сущность Эго, нужно вдуматься в его основные установки: «Это мое» и «Это я хочу» и, наконец, «Это я могу». Чтобы осуществлять все свои желания и прихоти, Эго прибирает к рукам тело, мысли и чувства человека самым коварным способом — человек отождествляется с Эго и начинает воспринимать себя через мысленные императивы Эго: это мое тело, мои мысли, мои поступки, мои достижения. В дальнейшем идет обособление от других: я лучше, чем другие, мои успехи выше, чем у других (иногда — я хуже всех, я несчастнее всех). И на следующем этапе процесс приватизации разворачивается во всю ширь: моя красавица-жена, мои замечательные дети, моя квартира, моя библиотека, и, наконец, мой духовный опыт.
Главные инструменты Эго, с помощью которых оно осуществляет свои установки, — это противопоставления. «Лучше — хуже», «выше — ниже», «мое — чужое», «за и против». В общем-то полярность и дуальность мира были придуманы человеческим Эго. Именно для Эго необходимо все противопоставлять и разделять. Принцип «разделяй и властвуй» изобрели еще древние римляне, и это у них хорошо получалось, пока не рухнула Римская империя.
Когда-то я сформулировал фразу-утешение: «Все, что можно отнять у человека, ему не принадлежит». У человека можно отнять все: богатство, здоровье, жену и даже жизнь. Единственное, чего никто не в силах отнять у человека, — это его Божественный Дух — он бессмертен. Теперь я эту фразу сформулировал по-другому: «Все, что у человека можно отнять, принадлежит Эго».
Никто из нас, здравомыслящих людей, не вступит в спор с Эго: кому принадлежит по праву автомобиль — мне или Эго. Никто, потому что каждый из нас считает, что Я и Эго идентичны и неотделимы. Это и есть полное отождествление с Эго. Я могу только наблюдать за своим Эго, как оно загребает все больше материальных ценностей, знаний, умений — становится все мощнее и огромнее. И действительно, окрепшее Эго приобрело определенный жизненный опыт, получило какое-то количество умений и знаний, накопило деньжат и материальных ценностей и теперь уже может заявлять во всеуслышание: «Я хочу». И вот в этом неудержимом хотении и осуществлении своих желаний Эго раскрывает все свои дурные наклонности и формирует зависимости. И наконец, мое Эго объявляет: «Я все могу», тем самым предъявляя свои претензии на власть уже не только надо мной, но и над внешним миром.
Эго в силу своей ограниченности не подозревает гибельности своих главных лозунгов. Оно не знает, что приобрести все и удовлетворить ненасытность желаний невозможно. Оно не желает знать, что привязанность к желаниям несет человеку страдания и несчастья. И оно заставляет человека страдать, когда сталкивается с более могущественным Эго, против которого оно ничего не может сделать.