Размер шрифта
-
+

Маски судьбы. Роли и стереотипы, которые мешают нам жить - стр. 29

Честь и хвала человеческому уму, который научился все измерять и градуировать: пространство в миллиметрах и километрах, вес в миллиграммах и тоннах, температуру в градусах. Конечно, возникает вопрос, а существует ли температура, если она не проградуирована. Есть холод, есть тепло, есть невыносимая жара, а где температура? Время измеряется в секундах, минутах, часах, сутках и так далее очень подробно вплоть до тысячелетий и эпох. Но вот скажите, в V веке нашей эры, в том месте, где располагается Москва, что происходило? Вы не знаете, и я не знаю, и историки не знают.

Так имеет ли значение, что происходящее находилось в V веке нашей эры или в V веке до Рождества Христова. Поэтому, говоря о времени, мы всегда должны говорить о присутствии нашего или еще чьего-либо сознания.

Исходя из этого, с полной серьезностью можно говорить лишь о психологическом времени, которое существует только здесь и сейчас. Прав был Аристотель — прошлого нет, потому нет ни меня, ни событий в прошедшем времени. Да и будущего нет, потому что оно не наступило и меня там еще нет. Есть только вечное настоящее, в котором я присутствую во всей полноте осознанности, понимания и внимания.

И при этом нам совершенно необходимо времяисчисление так же, как необходима путешественнику карта местности, по которой он собирается передвигаться. Линейное время — прекрасный ориентир в личной истории, в истории какого бы то ни было сообщества, в истории государства, в общечеловеческой истории. Чтобы обнаружить то или иное событие в истории, нам необходимы два ориентира — где и когда это происходило. Точно так же, если нам необходимо реконструировать какой-либо факт из собственной жизни, необходимо вспомнить, в каком году и в каком месте все это было.

Мое Эго, присвоив мой ум, мою память, мой практический опыт, не стало менее иллюзорным, но оно обретает силу, когда заставляет меня жить виртуальным прошлым и еще не воплотившимся будущим. Как бы ярко ни жило в моей памяти любое событие из прошлого, как бы эмоционально я его ни переживал сейчас — этого события уже не существует, и изменить его, воздействовать на него я не могу. Девушка, в которую я влюбился, не пришла на свидание, я на ней не женился, и она не родила мне детей, которые не родили мне внуков. … И что же, мне сейчас надо рыдать и тосковать по не рожденным внукам? Вы скажете, какая нелепость! А разве все мы не этим же занимаемся, перетасовывая, как колоду карт, события из вчерашнего или далекого прошлого.

А как упоительны прогулки в будущее. Здесь воображение Эго может рисовать любые картины, и отсюда, из будущего, оно может управлять мной, как захочет. Будущее можно населить тревогами и опасениями, и тогда оно становится опасным, а поэтому для такого будущего сегодня делать ничего не нужно. А можно ожидать от будущего чудесных подарков, вроде получения наследства или выигрыша в лотерею. И в этом случае сегодня тоже можно ничего не делать. А главное, будущее позволяет мне все откладывать на потом. С завтрашнего дня начну делать физзарядку, на следующей неделе отвечу на письма, после Нового года засяду за книгу. «Милый, пойдем погуляем». — «Дорогая, у нас скоро отпуск, тогда и нагуляемся». Мы как-то все время забываем, что «потом» может не наступить. Как говорил Дон Хуан своему ученику Кастанеде: «Никогда не забывай, что смерть всегда стоит за твоей спиной на расстоянии вытянутой руки».

Страница 29