Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных - стр. 43
«DC» словно хотели сказать: «Эй, мы с вами. Мы такие же, как вы», – но им это так и не удалось, – считает Скотт Эдельман, редактор «Marvel» в 1970-е. – Так что то, что они делали, в итоге вызывало одни насмешки. Как в старых эпизодах «Семейки Брейди» или «Семьи Партридж», где есть какой-нибудь старик, который носит жилетку с коптским крестом и длинные волосы и пытается найти общий язык с молодежью».
Отчасти отсутствие общего языка с читателем можно приписать философии компании «DC». Компания не знакомила читателей с сотрудниками, потому что им не хотелось, чтобы люди знали в лицо тех, кто создает комиксы. Звездами были супергерои. «Я не хочу, чтобы они вас знали, я хочу, чтобы их волновал только Супермен», – сказал однажды Морт Вайсингер одному из своих авторов.
Комиксы создавались анонимно на протяжении многих лет. Писатель, рисовальщик, контуровщик, колорист, шрифтовик и другие специалисты, которые трудились над созданием комиксов, оставались незамеченными на страницах журналов. Иногда художник тайком пробирался на страницы в виде небольшой подписи на рисунке или где-то на фоне, например, на номерном знаке автомобиля. (Но в «DC» эту надпись часто удаляли перед сдачей в печать.) Признание не было частью бизнеса.
Пока не появился Стэн Ли.
Его имя и имя Джека Кирби написаны в правом верхнем углу на первой странице выпуска «Фантастической четверки» № 1, а выпуск № 9 начинается с целой заметки об авторах этого выпуска, которая приоткрывает завесу тайны.
«Я указываю все имена. Даже имя шрифтовика, – утверждает Ли. – Я хотел, чтобы это было похоже на кино. Я хотел, чтобы читатели узнали, кто мы, и стали нашими фанатами. Я хотел персонализировать наши работы, а не просто продавать их с мыслью: «Вот книги. Покупайте их или не покупайте. Вы не знаете, кто их создает, и вам плевать». Я хотел, чтобы люди видели, что и мы, и они – одна большая семья фанатов комиксов, и мы любим свою работу и все знаем друг друга».
«DC» слишком сильно отставали в этом. Джулиус Шварц указал имена писателя Гарднера Фокса и художника Джо Куберта в конце рассказа о Человеке-ястребе в выпуске «Отважного и смелого» («The Brave and The Bold») в 1961 году и также указывал авторов других рассказов. Но указание авторства в комиксах «DC» оставалось бессистемным на протяжении всех 1960-х.
«DC» не нравилось, что «Marvel» указывают авторов в начале книг, – говорит Питер Дэвид, опытный автор комиксов, который работает с «DC» и «Marvel» с 1980-х. – Они считали, что Стэн просто хвастливый сукин сын, раз указывает в комиксах свое имя, а еще имя художника и контуровщика. Они так не делали».