Marvel vs DC. Великое противостояние двух вселенных - стр. 28
Что сделал Ли и его команда – как утверждает контркультурная газета «Голос Гринвич-виллидж» («Voice of Greenwich Village») в статье 1965 года – так это создал образ антигероя.
«Как может такой безнадежно здоровый персонаж, как Супермен, соревноваться с живым олицетворением проблем современного мира – Человеком-пауком, этим невротическим суперантигероем нашего времени?» – вопрошает Салли Кемптон в статье о растущем «культе» комиксов «Marvel».
Концепция антигероя, которую избрали «Marvel», набирала популярность в литературе последнего десятилетия и прослеживается в произведениях «Над пропастью во ржи» («The Catcher in the Rye») 1951 года и «В дороге» («On the Road») 1957 года, ставших классическими. Эта концепция оказалась особенно привлекательной для читателей во времена грязной морали. Герои «Marvel» не были теми старыми чистыми героями с квадратной челюстью. Они даже не всегда поступали как герои. На самом деле первая волна персонажей «Marvel» 1960-х годов имела больше общего с монстрами, которые населяли книги издательства всего за несколько лет до этого.
«Исторически комиксы «DC» появились во времена, когда герои пришли из бульварного чтива – Док Сэведж и Тень. Эти герои – хорошие парни от рождения. У них сверкающие белые зубы, и в молодости у них были положительные устремления», – говорит Нил Адамс. Адамс начал рисовать книги комиксов в «DC» в 1967 году и стал одним из художников, задававших стиль всей эпохи, а также одной из главных движущих сил за кулисами индустрии.
«Marvel» разорвали старый традиционный шаблон и возвели на пьедестал ребят, чьи моральные качества вызывали сомнения. Питер Паркер – изгой общества, который решает стать Человеком-пауком только после того, как его бездействие при поимке грабителя приводит к убийству любимого дяди. Доктор Стрэндж – надменный хирург, который учится смирению и колдовству, после того как повреждает руки в аварии и не может продолжить карьеру. А Халк? Он настоящее чудовище.
«Все эти персонажи – придурки, – считает Адамс. – Плохие парни. Не герои. Все комиксы «Marvel» о героях начались с рассказов о чудовищах, которые каким-то образом учатся использовать свои способности во благо».
Супергерои «Marvel» раскрываются изнутри, их описание очень подробно с точки зрения эмоций и внутренней борьбы.
«Рассказы «Marvel» не имели общей структуры, – утверждает бывший автор комиксов «Marvel» и «DC» Майк Фридрих. – Они были разбросаны по всей карте мира комиксов, и сюжетом руководили эмоции и сами персонажи. В рассказах «DC» был сюжет, конфликт, разрешение конфликта и все черты классического английского рассказа».