Маруся отравилась. Секс и смерть в 1920-е. Антология - стр. 7
Бесспорно талантливое произведение, включенное в этот сборник, – повесть забытого ныне Глеба Алексеева (1892–1938) «Дело о трупе». Алексеев написал довольно много, и его проза интересна не только как свидетельство эпохи; самый известный его роман – «Подземная Москва», о поисках библиотеки Ивана Грозного. Но лучшее, что он написал, – сатирические повести и рассказы о второй половине двадцатых, среди которых выделяется «Дунькино счастье», сказ не хуже Зощенко, с деталями весьма колоритными: «Сидит она на стульчике без рубашки, дрожит, и вижу: очень боится. Подняла на Клавдию Ивановну свои детские глазки, а глазки-то словно серпом подкошены:
– Что ж мне теперь делать? Очень помирать не хочется в мои молодые годы!
– Зачем же, – отвечает Клавдия Ивановна, – помирать? Не надо помирать! Родится у вас ребенок, выйдете замуж за отца вашего ребенка и, может быть, очень счастливы будете?
– Замуж, – говорит, – я за него пойти не могу. Он – сам всего шестнадцать лет имеет, без совершеннолетия, – говорит, – живет и на даче надо мной снасильничал…»
«Дело о трупе», напечатанное в «Красной нови», многих обмануло, Георгий Адамович даже принял его за подлинный дневник – серьезный комплимент для автора. В «Литературных беседах» Адамович написал: «Мне бы хотелось только заметить, что не надо по поводу этого дневника говорить о растлевающем влиянии комсомола на русскую молодежь, о порче нравов в коммунистической России, – и т. п. Пусть это и верно само по себе – тут это было бы „мимо“. Дневник Шуры Голубевой – о любви и смерти. Всегда и везде были смерть и любовь. Не следует искажать их пустыми домыслами». Адамовичу представлялось даже, что комментарий к этому дневнику – который от первой до последней строки выдумал, тонко стилизовав, Глеб Алексеев, – мог бы написать только Розанов. Понятно преклонение молодого Адамовича перед правдой дневника в противовес литературе вымысла (эта мода затронула только ЛЕФовцев), но насчет любви и смерти он все-таки хватил. Повесть Алексеева не о любви и не о смерти, а о куда более опасном и печальном явлении – она о скуке и бескультурье, и в этом смысле послереволюционная русская жизнь оказалась значительно хуже дореволюционной. Шура Голубева кончает с собой не потому, что любит Серко, – да и Серко она любит лишь от скуки, потому, что ей делать больше нечего.
«Дело о трупе» – название неслучайное. Вся жизнь, которой живет Шура Голубева, – жизнь выхолощенная, мертвая; и слова, которыми она говорит о своей любви, и песенки, которые переписывает в дневник, – мертвые. Она даже стреляется только потому, что делать ей больше нечего. Обесцененная жизнь, ничего не стоящая смерть, полное отсутствие интересов и перспектив – все это было понятно и в 1925 году, когда Алексеев писал свою стилизацию. Студент начала века от скуки и пустоты мог хоть книжку почитать – или хоть поучаствовать в революции, на каковую еще возлагались надежды. Красному студенту двадцатых или фабричной работнице – «банкоброшнице» – остается только стреляться. Всё остальное они уже попробовали, а оружия в стране пока достаточно.