Размер шрифта
-
+

Маркс К. 100 и 1 цитата - стр. 5

Достигши этой добродетели, этого единения с Христом, человек тихо и спокойно будет ожидать ударов судьбы, мужественно устоит против бури страстей, неустрашимо перенесет ярость злого, ибо кто в состоянии его угнетать, кто в состоянии отнять у него его Спасителя?

Никогда человеческий разум не в состоянии был изобразить ее таким образом; его добродетель всегда оставалась ограниченной, земной добродетелью.

Достигши этой добродетели, этого единения с Христом, человек тихо и спокойно будет ожидать ударов судьбы, мужественно устоит против бури страстей, неустрашимо перенесет ярость злого, ибо кто в состоянии его угнетать, кто в состоянии отнять у него его Спасителя?

Он знает, что все то, о чем он просит, будет дано, ибо он просит только о единении с Христом, следовательно, только о божественном, и кого не возвысит и не утешит это слово, которое Спаситель сам возвещает? (Иоанн, 15, 7)

И кто не будет охотно переносить страдания, зная, что своим пребыванием во Христе, его делами выражается уважение к самому богу, что его совершенство возвышает владыку мира? (Иоанн, 15, 8)

Таким образом, единение с Христом внутренне возвышает, утешает в страданиях, успокаивает и дает сердце, открытое человеческой любви, всему великому, благородному не из-за честолюбия, не из стремления к славе, а только ради Христа.

Маркс К. Единение верующих с Христом по Евангелию от Иоанна, гл. 15, ст. 1–14, его причина и суть, безусловная необходимость и оказанное им влияние

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 593.

Менее всего читатели Маркса ожидают увидеть его произведение, написанное в духе христианского пастора. «Единение верующих с Христом по Евангелию от Иоанна, гл. 15, ст. 1–14, его причина и суть, безусловная необходимость и оказанное им влияние» было написано 10 августа 1835 г. Это гимназическое экзаменационное сочинение по религии. Данное сочинение было оценено учителем Маркса Кюппером 17 августа 1835 г. следующим образом: «Богатое мыслями, блестящее и сильное изложение, заслуживающее похвалы, хотя сущность единения, о котором идет речь, не определена, причина его затронута только с одной стороны, а необходимость его доказана недостаточно полно». С какой же «одной стороны» Маркс раскрыл сущность единения с Христом? Как показывает приведенный отрывок, Маркса горячо интересовало то, что Спаситель позволяет отстоять свое мнение, человек может охотно переносить страдания, чувствуя его защиту. Проблема возможных страданий волновала Маркса на протяжении всего первого периода деятельности, когда он намечал задачи своего жизненного пути. Постоянно сравнивая безмятежность эпикурейства и горячий энтузиазм христианства, Маркс принимал то одну, то другую точку зрения и в результате остановился на эпикурействе и проистекающем из него материализме и атеизме. Но насколько атеистичен Маркс на самом деле? Многие обвиняли Маркса и марксизм в том, что Маркс создал некий аналог христианской религии, но без Бога. На смену Божественного рая пришел коммунизм, на смену первых христианских общин — коммунистические ячейки, на смену святых — герои-революционеры. Вместе с тем, сама модель вполне узнаваема и хотя бы частично заимствована у христианства. Сочинение Маркса показывает, что он блестяще владел религиозной аргументацией, и кто знает, если бы интеллектуальная атмосфера в его окружении и состояние прусской монархии были бы другими, возможно, он стал бы пламенным сторонником христианства.

Страница 5