Маркс К. 100 и 1 цитата - стр. 10
Соч. 2-е изд. Т. 40. С. 24.
«Тетради по эпикурейской философии» были написаны Марксом в 1839 г. Они стали основой его докторской диссертации. Тетради представляют собой исследования Маркса в области античной философии и наряду с изложением его собственных взглядов содержат обширные выписки на латинском и греческом языках из древних авторов, относящиеся главным образом к эпикурейской философии>3. Предложенный фрагмент взят из первой тетради «Диоген Лаэрций, Книга десятая» — удивительного памятника и порой единственного первоисточника по античной философии, который может быть рекомендован для прочтения широкому кругу читателей, желающих окунуться в мир древней философии, которая изложена в виде анекдотов с аналитическими и полемическими вставками. Вместе с тем, именно в этом произведении Диогена Лаэрция содержится первоначальная дискуссия античных авторов о том, как соотносятся наши чувства и окружающий нас мир. Не может ли быть такого, что чувства нас обманывают и мы никогда не сможем узнать истину. Более того, если мы не можем оценить истинность наших чувств, возможно, и окружающий нас мир не существует на самом деле, а все мы спим или являемся узниками платоновой пещеры и видим лишь тени от реального мира на стенах этой пещеры. Марксов выбор ответа в данной дискуссии является фундаментальным с точки зрения последующего постулирования диалектического материализма — мир реально существует, чувства нас не обманывают, мы можем познать истину. Это он утверждает в свойственной ему манере, не допускающей сомнения.
…Смерть, вызывающая наибольший страх из зол, — для нас ничто, так как, пока мы существуем, нет смерти, когда же наступает смерть, тогда нас уже нет. Таким образом, смерть не касается ни живущих, ни умерших, так как для первых ее еще нет, а последних уже нет.
Ибо в жизни нет ничего страшного для того, кто подлинно понял, что нисколько не страшно не жить. Поэтому легкомыслен тот, кто говорит, что он боится смерти не потому, что она причинит страдания, когда наступит, но потому, что ему уже сейчас причиняет страдания грядущая смерть: глупо беспокоиться о том, что еще должно наступить. Ибо то, что не беспокоит, будучи в наличии, причиняет лишь пустую скорбь, когда оно лишь ожидается. Итак, смерть, вызывающая наибольший страх из зол, — для нас ничто, так как, пока мы существуем, нет смерти, когда же наступает смерть, тогда нас уже нет. Таким образом, смерть не касается ни живущих, ни умерших, так как для первых ее еще нет, а последних уже нет.
Маркс К. Тетради по эпикурейской философии