Маркс, Энгельс, марксизм - стр. 13
В своей последней статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин выразил твердую уверенность в том, что победа социализма в мировом масштабе «вполне и безусловно обеспечена» (Полн. собр. соч., т. 45, стр. 404).
Весь ход общественного развития подтверждает историческую правоту великого учения Маркса—Энгельса—Ленина, его интернациональный характер и международное значение. Верность марксизму-ленинизму залог дальнейших успехов коммунистического движения.
Работы, вошедшие в настоящий Сборник, публикуются по тексту Полного собрания сочинений В. И. Ленина. В конце книги даны примечания, предметный указатель, а также указатели имен и работ К. Маркса и Ф. Энгельса, упоминаемых В. И. Лениным.
Сборник подготовлен Н. Н. Суровцевой и А. Г. Хоменко.
Редакторы – П. Н. Федосеев, В. Я. Зевин.
Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС
<1974>
I
Карл Маркс (Краткий биографический очерк с изложением марксизма)>1
Маркс Карл родился 5 мая нового стиля 1818 г. в городе Трире (прирейнская Пруссия). Отец его был адвокат, еврей, в 1824 г. принявший протестантство. Семья была зажиточная, культурная, но не революционная. Окончив гимназию в Трире, Маркс поступил в университет, сначала в Бонне, потом в Берлине, изучал юридические науки, но больше всего историю и философию. Окончил курс в 1841 г., представив университетскую диссертацию о философии Эпикура. По взглядам своим Маркс был еще тогда гегельянцем-идеалистом. В Берлине он примыкал к кружку «левых гегельянцев» (Бруно Бауэр и др.), которые стремились делать из философии Гегеля атеистические и революционные выводы>2.
По окончании университета Маркс переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства, которое в 1832 г. лишило кафедры Людвига Фейербаха и в 1836 г. снова отказалось пустить его в университет, а в 1841 г. отняло право читать лекции в Бонне у молодого профессора Бруно Бауэра, заставила Маркса отказаться от ученой карьеры. Развитие взглядов левого гегельянства в Германии шло в это время вперед очень быстро. Людвиг Фейербах в особенности с 1836 г. начинает критиковать теологию и поворачивать к материализму, который вполне берет верх у него в 1841 г. («Сущность христианства»); в 1843 г. вышли его же «Основные положения философии будущего». «Надо было пережить освободительное действие» этих книг – писал Энгельс впоследствии об этих сочинениях Фейербаха. «Мы» (т. е. левые гегельянцы, Маркс в том числе) «стали сразу фейербахианцами»[1]. В это время рейнские радикальные буржуа, имевшие точки соприкосновения с левыми гегельянцами, основали в Кёльне оппозиционную газету: «Рейнскую Газету» (начала выходить с 1 января 1842 г.). Маркс и Бруно Бауэр были приглашены в качестве главных сотрудников, а в октябре 1842 г. Маркс сделался главным редактором и переселился из Бонна в Кёльн. Революционно-демократическое направление газеты при редакторстве Маркса становилось все определеннее, и правительство сначала подчинило газету двойной и тройной цензуре, а затем решило вовсе закрыть ее 1 января 1843 г. Марксу пришлось к этому сроку оставить редакторство, но его уход все же не спас газеты, и она была закрыта в марте 1843 г. Из наиболее крупных статей Маркса в «Рейнской Газете» Энгельс отмечает, кроме указанных ниже (см.