Размер шрифта
-
+

Мариус Петипа: В плену у Терпсихоры

1

Петипа, Жан-Антуан (1787–1855) – известный французский балетный танцор и хореограф; отец двух выдающихся французских балетных танцоров и балетмейстеров: Люсьена Петипа и Мариуса Петипа.

2

Виллем (Вильгельм) I (1772–1843) – первый король Нидерландов с 16 марта 1815 по 7 октября 1840 г., герцог Люксембургский с 16 марта по 9 июня 1815 г., первый великий герцог Люксембургский с 9 июня 1815 по 7 октября 1840 г.; принц Оранский-Нассауский (под именем Вильгельм VI), герцог Лимбургский.

3

Степлетон, Пьер-Луис (1758–1823) – франко-бельгийский танцор и хореограф. С 1759 г. известен в балетном мире под псевдонимом Эжен Гюс, взятым в честь отчима – известного французского танцовщика Жана-Батиста Гюса (1736–1805), имевшего, в свою очередь, псевдоним Гюс-Мало.

4

Тальони, Филиппо (1777–1871) – танцовщик и педагог, один из крупнейших хореографов эпохи романтизма. Представитель знаменитой итальянской балетной династии, старший брат Сальваторе Тальони, отец балерины Марии Тальони и танцовщика и хореографа Поля Тальони.

5

Гретри, Андре-Эрнест-Модест (1741–1813) – французский композитор валлонского происхождения, внесший большой вклад в стиль французской комической оперы XVIII века, жанр увертюры и в такие технические приемы, как музыкальный «местный колорит». Его комические оперы и речитативные комедии, созданные для парижской сцены, пользовались большим успехом в последней трети XVIII века. Многие произведения ставились за рубежом, и некоторые из них были возрождены в начале XIX века в Париже.

6

Анакреонтический балет – направление в балетном искусстве, черпавшее сюжеты из любовной лирики древнегреческого поэта Анакреонта. В своих произведениях он воспевал земные, чувственные радости жизни на фоне тягот старости и приближающейся смерти.

7

Давид, Жан-Луи (1748–1825, Брюссель) – французский живописец и педагог, крупный представитель французского неоклассицизма в живописи.

8

Бурбоны – европейская династия, младшая ветвь королевского дома Капетингов, происходящая от Робера (1256–1317, граф Клермон, по жене сир де Бурбон), младшего сына Людовика IX Святого. Вступили на французский престол с пресечением другой ветви Капетингов, династии Валуа, в 1589 г. (в лице Генриха IV Наваррского).

9

Опера-буфф Пьера Гаво, либретто А.-Ф. Крозе де Лессе, впервые показана в Париже, в театре Опера-комик, 17 февраля 1806 г..

10

Самый лучший (фр.).

11

«Русский инвалид». 1822, № 73, 22 марта. С. 291.

12

Мадемуазель Марс (настоящее имя Анн-Франсуаз-Ипполита Буте-Сальвета, 1779–1847) – французская актриса, игравшая на сцене Комеди Франсез 33 года. За свою карьеру исполнила около сотни ролей в пьесах Мольера, Мариво, Мишеля-Жана Седена и Бомарше.

13

Дюшенуа, Катарина Жозефина (урожденная Рафин; 1777–1835) – французская трагическая актриса, многолетняя соперница Мадемуазель Жорж.

14

Малибран, Мария (Мария Фелиция Гарсиа Ситчес, 1808–1836) – выдающаяся испанская певица (колоратурное меццо-сопрано), старшая сестра Полины Виардо.

15

Гослен, Констанс (1793–?) – солистка парижской Оперы, сестра Женевьевы Гослен, одной из первых балерин, кто стал танцевать на пуантах.

16

Монтесю, Полина (урожд. Поль, 1805–1877) – французская танцовщица, солистка балетной труппы Гранд-опера в 1820–1836 гг.

17

Вестрис, Арман (1786/1788/1795–1825) – известный французский танцовщик и хореограф, сын Огюста Вестриса.

18

Мазюрье, Шарль (?—1828) – известный французский танцовщик и акробат.

19

Тальма, Франсуа-Жозеф (1763–1826) – французский актер, реформатор театрального искусства. Его творчество явилось переходным во французском театре – от классицизма к романтизму.

20

О причине этого будет сказано в дальнейшем.

21

Петипа, Люсьен (1815–1898) – выдающийся французский балетный артист, балетмейстер и педагог.

22

Букв. четыре нищих (фр.).

23

Табльдот (фр. table d’hôte – хозяйский стол) – тип меню с единой комплексной ценой в пансионах, курортных гостиницах, ресторанах и иных предприятиях общественного питания, в которое включено все: от закуски до десерта (в различных вариациях).

24

Имеется в виду Королевская консерватория музыки. Директором ее был Франсуа Жозеф Фетис (правильней Фети; 1784–1871) – бельгийский музыковед, музыкальный критик и педагог, дирижер, композитор. Научная деятельность Фетиса способствовала широкому распространению музыкально-теоретической концепции тональности в Западной Европе и в России.

25

Вьетан, Анри (1820–1881) – бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы.

26

До конца XIX века занятия в танцевальном классе проходили под аккомпанемент скрипки.

27

Экзерсис (фр. exercice – «упражнение», от лат. exercitium) – комплекс всевозможных тренировочных упражнений, составляющих основу урока классического танца, способствующий развитию силы мышц, эластичности связок, воспитанию выворотности, устойчивости и правильной координации движений у учащихся либо артистов балета.

28

Батман (фр. battement – взмах, удар от гл. battre – махать, взмахивать, ударять, отбивать такт) – движение классического танца, представляющее из себя какое-либо отведение, приведение или сгибание одной, работающей ноги стоя на всей стопе или на полупальцах (пальцах) другой, опорной – вытянутой или согнутой в колене, а также с одновременным выполнением приседания, подъема на полупальцы (пальцы) либо опускания на всю стопу.

29

Гардель, Пьер-Габриель (1758–1840) – французский танцор и балетмейстер.

30

Монсиньи, Пьер-Александр (1729–1817) – французский оперный композитор, один из основоположников французской комической оперы.

31

Доберваль, Жан (1742–1806) – французский танцовщик и балетмейстер, создатель комедийного балета. Начал пробовать свои силы как хореограф в неполные 17 лет, на самой заре своей балетной карьеры.

32

Эльслер, Фанни (1810–1884) – австрийская танцовщица, младшая сестра Терезы Эльслер. Одна из известнейших балерин XIX века, соперничавшая на сцене с Марией Тальони; прима-балерина Парижской оперы в 1834–1840 гг.; Эльслер, Тереза (1808–1878) – австрийская танцовщица, старшая сестра балерины Фанни Эльслер, морганатическая супруга принца Адальберта Прусского (в браке получила титул баронессы фон Барним).

33

Нобле, Лиз (наст. имя Мари-Элизабет Нобле, 1801–1852) – французская балетная танцовщица.

34

Рas de deux (фр.) – дословно «шаг обоих» – одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды; pas de trois (фр.) – дословно «танец троих» – музыкально-танцевальная форма, повторяющая построение па-де-де, но для трех танцовщиков; также русский парный бальный танец, состоящий из элементов менуэта, мазурки и вальса.

35

Конфуций (ок. 551 до н. э. – 479 до н. э.) – древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.

36

Блазис, Карло, де (1797–1878) – итальянский танцовщик, хореограф, теоретик и практик танца.

37

Вигано, Сальваторе (1769–1821) – выдающийся итальянский балетный артист и балетмейстер, а также композитор.

38

Attitude (фр.) – букв. поза, позиция, манера – одна из основных поз классического танца, с положением согнутой ноги сзади, стойка на левой, правую в сторону – назад, голень влево.

39

Джамболонья, Джованни да Болонья (1529–1608) – флорентийский скульптор-маньерист и представитель раннего барокко.

40

Меркурий – в древнеримской мифологии бог-покровитель торговли, прибыли и обогащения, сын бога неба Юпитера. К его атрибутам относятся жезл кадуцей, крылатые шлем и сандалии, а также часто денежный мешочек.

41

Тютчев, Федор Иванович (1803–1873) – русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат, консервативный публицист, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1857 г., тайный советник.

42

Фридрих Нидерландский, принц (1797–1881) – голландский военный и государственный деятель, последний фельдмаршал Нидерландов (1840).

43

Луиза Августа Вильгельмина Амалия Прусская (1808–1870) – принцесса Прусская, дочь короля Пруссии Фридриха Вильгельма III и его супруги Луизы Мекленбург-Стрелицкой, супруга принца Нидерландов Фридриха, мать королевы Швеции и Норвегии Луизы и сестра русской императрицы Александры Федоровны.

44

Обер, Даниэль-Франсуа-Эспри (1782–1871) – французский композитор, мастер французской комической оперы, основоположник жанра французской «большой» оперы; автор бывшего французского гимна La Parisienne.

45

Первоначальное название – «Мазаньелло, или Немая из Портичи». В России опера сначала была поставлена под названием «Фенелла», затем с 1850-х г. шла под названием «Палермские бандиты».

46

Мазаньелло, аббревиатура от Томазо Аньелло (1623–1647) – рыбак, предводитель народного восстания в Неаполе в 1647 г.

47

Карл X (1757–1836) – король Франции (1824–1830), до 1824 г. – граф д’Артуа. Последний реально царствовавший представитель старшей линии Бурбонов на французском престоле. Один из самых консервативных монархов Франции.

48

Луи-Филипп I (1725–1785) – 4-й герцог Орлеанский, французский аристократ и военный, первый принц крови, отец Филиппа Эгалите и дед короля Луи-Филиппа. Имел прозвище «Толстый» (le Gros).

49

Мариус Петипа. Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 26.

50

Чрезвычайное обстоятельство (фр.).

51

Мариус Петипа. Материалы… С. 25–28.

52

Бартоломин – танцовщик и балетмейстер театра Де ла Монне в 1824–1855 гг.

53

Мариус Петипа. Материалы… С. 28–29.

54

Тальони, Паоло (Пауль, Поль) (1808–1884) – итальянский артист балета, танцовщик, хореограф и балетмейстер.

55

Гальстер, Амалия – немецкая танцовщица.

56

Коралли, Жан (1779–1854) – французский танцовщик, балетмейстер и либреттист итальянского происхождения.

57

Жид, Казимир (1804–1868) – французский композитор.

58

Скриб, Эжен (1791–1861) – французский драматург, специализировавшийся на комедиях и водевилях.

59

Парижская опера с момента своего основания в 1790 г. успела сменить несколько наименований (ее называли «Театр Оперы», «Театр Искусств», «Императорская Академия Музыки» и «Королевская Академия Музыки») и несколько зданий. Если расположить эти здания в порядке их строительства, то пятым по счету будет Оперный театр на улице Ле Пелетье.

60

Эскюдье, Леон (1816–1881) – французский музыкальный писатель и журналист.

61

Escudier, Léon // Journal de Paris, 1839, 25 juin.

62

Мариус Петипа. Материалы… С. 29.

63

Вестрис, Мари Жан Огюст (1760–1842) – французский танцовщик и хореограф.

64

Новерр, Жан-Жорж (1727–1810) – французский балетный танцор, хореограф и теоретик балета, создатель балетных реформ. Считается основоположником современного балета. День его рождения (29 апреля) по решению ЮНЕСКО с 1982 г. отмечается как Международный день танца.

65

О. Вестрис был внебрачным сыном Гаэтано Вестриса (1729–1808) – итальянского артиста балета, хореографа и педагога; первого танцовщика Королевской академии музыки в 1748–1781 гг., прозванного парижанами Богом танца.

66

Исполнительские стили – благородный, полухарактерный и комический.

67

Рашель, Элиза (1821–1858) – великая французская актриса.

68

Герцен, Александр Иванович (1812–1870) – русский публицист, писатель, философ, педагог, принадлежащий к числу наиболее видных критиков официальной идеологии и политики Российской империи в XIX в., сторонник революционных преобразований.

69

Гризи, Карлотта (1819–1899) – прославленная итальянская балерина, первая исполнительница роли Жизели.

70

Мариус Петипа. Материалы… С. 30.

71

Луи, Виктор (1731–1800) – известный французский архитектор. Сын парижского каменщика, он в возрасте четырнадцати лет был принят в Королевскую академию архитектуры. По завершении учебы получил Римскую премию и с 1755 по 1759 г. стажировался в Риме. До получения заказа на строительство театра в Бордо Виктор Луи успел поработать над реставрацией Шартрского собора, перестроил особняк Ришелье в Париже и разработал несколько элегантных особняков в Пале-Рояль.

72

Расин, Жан-Батист (1639–1699) – французский драматург, один из трех выдающихся драматургов Франции XVII в., наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

73

Антаблемент (фр. Entablement) – балочное перекрытие пролета или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

74

Газеты называли его мадридским Театром-цирком.

75

Тамберлик, Энрико (1820–1889) – один из крупнейших итальянских певцов XIX столетия, тенор.

76

Ги Стефан, Мария (1818–1873) – балерина Гранд-Опера в 1840–1841 и 1853–1855 гг., гастролировала в Лондоне и Мадриде.

77

Андалузия (также Андалусия) – испанское автономное сообщество, состоящее из восьми провинций: Альмерии, Кадиса, Кордовы, Гранады, Уэльвы, Хаэна, Малаги и Севильи. Ее столицей является Севилья. Андалузия расположена на юго-западной оконечности Европы, на юге омывается Гибралтарским проливом и Средиземным морем, на западе – Атлантическим океаном и граничит с Португалией. Внутри Испании на севере Андалузия граничит с Эстремадурой и Кастилией-Ла Манчей, на востоке – с Мурсией.

78

Санлукар-де-Баррамеда – город и муниципалитет в Испании, входит в провинцию Кадис, в составе автономного сообщества Андалузия.

79

Тореро (тореадор или матадор) – участник корриды.

80

Пикадор – в корриде участник на лошади, вооруженный специальной пикой, которой наносит удары в загривок боевого быка, чтобы ослабить мускулы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также понижает агрессивность атаки.

81

Бандерильеро – участник корриды, выступающий во второй терции зрелища. Его цель – воткнуть в тело быка пару небольших копий (бандерилий), заостренных наподобие гарпуна.

82

Фанданго – испанский народный танец (размеры 3/4, 6/8), исполняемый в паре под пение фанданго в сопровождении гитары и кастаньет.

83

Щеголь (исп.).

84

Мариус Петипа. Материалы… С. 31.

85

Альбер (настоящее имя Франсуа-Фердинан Декомб, 1789–1865) – французский балетный деятель, танцор и создатель танцев; выступал под псевдонимом Альбер.

86

Адан, Адольф-Шарль (1803–1856) – французский композитор эпохи романтизма, автор многочисленных опер, балетов, а также рождественской песни «O, Святая ночь». Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Института Франции с 1844 г..

87

Устар. – упрек, выговор.

88

Мариус Петипа. Материалы… С. 30–33.

89

Подразумевается – в классическом танце.

90

Худеков, Сергей Николаевич (1837–1928) – драматург, беллетрист и либреттист, историк балета, редактор-издатель «Петербургской газеты», создатель Ерлинского и Сочинского парков-дендрариев.

91

Этот балет известен под разными названиями. Сначала был поставлен во Франции как «Влюбленный бес» (фр. Le Diable amoureux), затем стал известен (в России) как «Сатанилла».

92

Мазилье, Жозеф (настоящее имя – Джулио Мазарини, 1797/1801–1868) – французский артист балета, хореограф.

93

Мариус Петипа. Материалы… С. 33–35.

94

Мариус Петипа. «Мемуары» и документы / Вступ. ст., коммент. – С. А. Конаев. М.: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, 2018. С. 10–11.

95

Мариус Петипа. «Мемуары» и документы… С. 10–11.

96

Конаев С. А. Сеньор Петипа путешествует под вымышленным именем… // Экран и сцена. 2014. № 22. С. 8–9.

97

Мариус Петипа. «Мемуары» и документы / Вступ. ст., коммент. – С. А. Конаев. М.: Государственный центральный театральный музей имени А. А. Бахрушина, 2018. С. 13.

98

Доши, Антуан, более известный как Антуан Титюс или Тетюс (1780 – после 1850) – французский хореограф и балетмейстер. В период с 1838 по 1848 г. – главный балетмейстер Санкт-Петербургских Императорских театров и инспектор танцев в Театральном училище.

99

«Жизель, или Вилисы» – «фантастический балет» в двух актах композитора Адольфа Адана на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, пересказанной Генрихом Гейне. Хореография Жана Коралли с участием Жюля Перро, декорации Пьера Сисери, костюмы Поля Лормье. Премьера состоялась 28 июня 1841 г. в Париже, в театре Королевской академии музыки, на сцене Опера Ле Пелетье.

100

Па-де-катр (фр. pas de quatre) – музыкально-танцевальная форма в балете. Повторяет построение па-де-де с вариацией четырех танцовщиков.

101

Гредлю, Эмиль (годы жизни неизвестны) – французский танцовщик, в 1837–1847 гг. служил в Санкт-Петербурге.

102

Мариус Петипа. Материалы… С. 35.

103

Гедеонов, Александр Михайлович (1791–1867) – русский театральный деятель, на протяжении четверти века, с 1833 по 1858 г., возглавлял императорские театры обеих столиц. Обер-гофмейстер, действительный тайный советник (1846).

104

Андреянова, Елена Ивановна (1819–1857) – русская артистка балета, еще при жизни считавшаяся одной из самых выдающихся балерин романтического балета.

105

Плещеев, Александр Алексеевич (1858–1944) – русский писатель, драматург, журналист; театральный критик, историк балета, эмигрант.

106

Плещеев А. М. И. Петипа (1847–1907). К 60-летию его хореографической деятельности в Петербурге // Исторический вестник. 1907. Т. 108. № 5. С. 561–568.

107

Вольнис (Леонтина Фэй, 1810–1876) – актриса французской труппы Михайловского театра в 1847–1873 гг.

108

Мариус Петипа. Материалы… С. 35–36.

109

РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 11289. Л. 94.

110

Современное название – набережная Кутузова.

111

Гостиница Клее – а называлась она «La Russie», то есть «Россия», – была одной из самых лучших в городе. Современное название – гранд-отель «Европа».

112

Впервые об этом инциденте рассказала «Петербургская газета» от 2 декабря 1896 г.

113

Непереводимая игра слов: букв. «Идите погуляйте», означает также и «убирайтесь!» (фр.).

114

РГИА. Ф. 497. Оп 5. Д. 2467. Л. 25.

115

Мариус Петипа. Материалы… С. 37.

116

Это здание до 1886 г. находилось на месте нынешней Консерватории, расположенной на Театральной площади.

117

Кавос, Альберт Катеринович (1800–1863) – русский архитектор итальянского происхождения, академик архитектуры (1846), известный главным образом как строитель театров.

118

Пушкарев И. Описание Санкт-Петербурга и уездных городов Санкт-Петербургской губернии. СПб.: Тип. Санкт-Петербургского губернского правления, 1839–1842: В IV ч. Ч. III. 1841. С. 121.

119

Там же.

120

Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867–1884 / Под ред. и с предисл. Н. А. Шувалова. Л.; М.: Искусство, 1937. С. 49.

121

Росси, Карл Иванович (урожденный Карло ди Джованни Росси, 1775–1849) – русский архитектор итальянского происхождения, автор многих зданий и архитектурных ансамблей в Санкт-Петербурге и его окрестностях.

122

Современное название – улица Зодчего Росси.

123

«Доминик» – первое кафе в Российской империи, работавшее с 1841 г. в Санкт-Петербурге по адресу: Невский проспект, дом 24. Его открыл выходец из Швейцарии Доминик Риц-а-Порта.

124

Качуча (исп. Cachucha, дословно – «маленькая лодка») – испанский сольный танец. Традиционно качучу могут танцевать как мужчины, так и женщины. Обычно танец сопровождается стуком кастаньет и притоптыванием каблуков (цапатеадо).

125

Сервантес, Мигель де Сааведра (1547–1616) – всемирно известный испанский писатель. Прежде всего известен как автор одного из величайших произведений мировой литературы – романа «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский».

126

Лядов, Константин Николаевич (1820–1871) – русский дирижер, композитор и пианист, отец А. К. Лядова.

127

Северная пчела. 1847, № 201.

128

Фредерик (настоящее имя Пьер Фредерик Малавернь, 1810–1872) – французский балетный артист, хореограф и педагог.

129

Большой театр (Каменный театр) – петербургский театр, существовавший в 1784–1886 гг. Первое постоянное в Санкт-Петербурге, крупнейшее в России и одно из крупнейших театральных зданий в Европе в XVIII – первой половине XIX в. Находился на Театральной площади. В 1886 г. здание Каменного театра было разобрано и перестроено в современное здание Санкт-Петербургской консерватории.

130

Тальони, Мария (1804–1884) – прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма.

131

Смирнова, Татьяна Петровна (в замужестве Невахович, 1821–1871) – артистка балета. Впервые на русской сцене исполнила партии: Мирта («Жизель» А. Адана, 1842), Лилия («Сатанилла, или Любовь и ад» Ф. Бенуа и Н. А. Ребера, 1848), Флер де Лис («Эсмеральда» Ц. Пуни, 1849) и другие. Первой из русских балерин в 1844 г. выступила в Парижской опере в партии Сильфиды.

132

Зотов, Рафаил Михайлович (1795–1871) – русский романист, драматург и театральный критик, писатель, переводчик, мемуарист.

133

Зотов Р. Е. И. Андреянова // Театральный альбом. Тетрадь третья (без пагинации). СПб., 1842.

134

Зотов Р. // Северная пчела. 1842, 29 декабря. № 291. С. 1–2.

135

РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 8624. Л. 17.

136

Жанен, Жюль-Габриель (1804–1874) – французский писатель, критик и журналист, член Французской академии.

137

Guest, Ivor. The Romantic Ballet in Paris. London: Isaac Pitman and Sons, 1966. P. 251. Comment 20.

138

Франк, Сезар (1822–1890) – французский композитор и органист бельгийского происхождения.

139

Дидло, Шарль Луи (также известен как Шарль Луи Фредерик Дидло; 1767–1837) – шведский, французский, английский и русский артист балета и балетмейстер.

140

Зотов Р. // Северная пчела. 1847, 27 января, № 21. С. 2.

141

«Пахита» (или «Пакита») – балет на музыку композитора Эдуара Дельдевеза (1817–1897) с последующими музыкальными добавлениями композитора Людвига Минкуса. Авторы либретто Поль Фушер и Жозеф Мазилье.

142

Ампир (от фр. empire – империя) – стиль в архитектуре и искусстве трех первых десятилетий XIX в., завершающий эволюцию классицизма.

143

Прожигатель жизни (фр.).

144

Легат Н. Памяти великого мастера / Мариус Петипа. Материалы… С. 241.

145

Зотов Р. Театральная хроника // Северная пчела. 1847, 6 октября. № 225. С. 897–898.

146

Грез, Жан-Батист (1725–1805) – французский живописец-жанрист.

147

Театральная хроника // Северная пчела. 1847, 6 октября. № 225. С. 897–898.

148

Большой вальс цветов (фр.).

149

Вальс страсти (фр.).

150

Театральная хроника // Северная пчела. 1847, 6 октября. № 225. С. 897–898.

151

Там же.

152

Там же.

153

Мариус Петипа. Материалы… С. 37–38.

154

РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 11175. Л. 1.

155

«Пери» – балет на музыку композитора Фридриха Бургмюллера, впервые поставлен в 1843 г. в парижской Опере. Автор либретто – Теофиль Готье.

156

Готье, Теофиль (1811–1872) – французский прозаик и поэт романтической школы, журналист, критик, путешественник.

157

Цит. по: Левинсон А. Мастера балета. Очерки истории и теории танца. СПб.: Изд. Н. В. Соловьева, 1914.

158

Гюго, Виктор (1802–1885) – французский писатель, поэт, прозаик и драматург, одна из главных фигур французского романтизма. Член Французской академии (1841).

159

Иогансон, Христиан Петрович (1817–1903) – артист санкт-петербургского балета, педагог, представитель французской школы, так называемой «belle danse».

160

Р. З. [Р. Зотов]. Большой театр. «Пери» // Северная пчела. 1844, 28 января. № 22. С. 1–2.

161

Яковлева, Анастасия Яковлевна – танцовщица Большого театра в Санкт-Петербурге с 1844 г.

162

Рas de deux – «шаг обоих» (фр.) – одна из основных музыкально-танцевальных форм в балете. Состоит из выхода двух танцовщиков (антре), адажио, вариаций сольного мужского и женского танцев и совместной виртуозной коды.

163

Санкт-Петербургские ведомости. 1855, 13 ноября. № 250. С. 1–2.

164

«Сатанилла» – балет композиторов Н.-А. Ребера и Ф. Бенуа, впервые появившийся в постановке балетмейстера Ж. Мазилье. Известен он под разными названиями. Сначала был поставлен во Франции как «Влюбленный бес» (фр. Le Diable amoureux). Премьера состоялась в Париже, в Гранд-Опера, 23 сентября 1840 г. В России название было изменено на «Сатанилла, или Любовь и ад».

165

Казот, Жак (1719–1792) – французский писатель.

166

Театральные афиши и Антракт. 1864, 25 февраля. С. 4.

167

Глинка, Михаил Иванович (1804–1857) – русский композитор. Сочинения Глинки оказали влияние на крупнейших русских композиторов – А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, А. П. Бородина, П. И. Чайковского и других.

168

«Жизнь за царя» («Иван Сусанин») – опера М. И. Глинки в 4 актах с эпилогом. В ней рассказывается о событиях 1613 г., связанных с походом польского войска на Москву.

169

Кони, Федор Алексеевич (1809–1879) – русский драматург, театральный критик, мемуарист, переводчик, историк театра.

170

Цит. по: Петров О. Русская балетная критика конца XVIII – первой половины XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 234, 236.

171

Там же.

172

Там же.

173

Там же.

174

Роллер, Андреас (нем. Andreas Roller, в России – Андрей Адамович Роллер; 1805–1891) – немецкий и российский живописец перспективных видов и театральных декораций. Декорации Роллера в 1834–1866 гг. не уступали лучшим произведениям того же рода, которыми обставлялись представления на главных театральных сценах Европы; он выказывал в них неистощимую находчивость фантазии, вкус и мастерское знание перспективы. Уважая его искусство как декорационного живописца, императорская Академия художеств присудила ему в 1839 г. звание академика, а в 1856 г. – «профессора перспективной живописи».

175

Реостат – электрический аппарат, изобретенный Иоганном Христианом Поггендорфом, служащий для регулировки силы тока и напряжения в электрической цепи путем получения требуемой величины сопротивления. Как правило, состоит из проводящего элемента с устройством регулирования электрического сопротивления. Изменение сопротивления может осуществляться как плавно, так и ступенчато.

176

Цит. по: Петров О. Русская балетная критика конца XVIII – первой половины XIX века. М.: Искусство, 1982. С. 238–239.

177

Там же. С. 239.

178

Лядов, Александр Николаевич (1818–1871) – дирижер оркестра санкт-петербургского балета.

179

Нильский, Александр Александрович (настоящая фамилия Нилус; 1840–1899) – русский актер. Написал книгу воспоминаний «Закулисная хроника. 1856–1894». 2 изд.: СПб., 1897, СПб., 1900 (до того опубликованы в «Историческом Вестнике» в 1893–1894 гг. и в 1899 г.).

180

Нильский А. А. Закулисная хроника. 1856-1894. СПб.: Издание Товарищества «Общественная Польза», 1900.

181

Р. З[отов]. Большой театр. Бенефис г-жи Андреяновой: «Сатанилла, или Любовь и ад» // Северная пчела. 1848, 19 февраля. № 40. С. 158–159.

182

Гн-нъ. Первый дебют Фанни Эльслер // Санкт-Петербургские ведомости. 1848, 7 октября. № 224. С. 898.

183

Перро, Жюль-Жозеф (1810–1892) – французский танцовщик и балетмейстер, один из крупнейших представителей балета периода романтизма.

184

Гран, Люсиль (наст. имя Лусина Алексия Гран, 1819–1907) – датская танцовщица и балерина.

185

Черрито, Фанни (Франческа) (1817–1909) – итальянская балерина.

186

А. Сценическое извещение // Московские ведомости. 1848, 21 октября. № 127. С. 1161.

187

Кажинский, Виктор Матвеевич (польск. Wiktor Każyński; 1812–1867) – польский скрипач, дирижер и композитор.

188

Монтасю, Фредерик (1823–1889) – французский танцовщик. В 1846–1860 гг. работал в московском Большом театре.

189

Посетитель Большого петербургского театра. Бенефис г-жи Андреяновой // Московские ведомости. 1848, 18 ноября. № 139. С. 1295.

190

Санковская, Екатерина Александровна (1816–1878) – русская артистка балета.

191

Матиас, Ирка (1829–1858) – венгерская балерина. В 1847–1853 гг. танцевала в Москве.

192

Мариус Петипа. Материалы… С. 38.

193

1 Волконский, Петр Михайлович, светлейший князь (1776–1852) – русский военный и придворный деятель из рода Волконских, генерал-фельдмаршал (1850), министр императорского двора и уделов (1826–1852), владелец усадьбы Суханово.

194

Мариус Петипа. Материалы… С. 38.

195

Мариус Петипа. Материалы… С. 39.

196

Плещеев А. Наш балет (1673–1899). Балет в России до начала XIX столетия и балет в С.-Петербурге до 1899 г. СПб., 1899. С. 117.

197

Дубельт, Леонтий Васильевич (1792–1862) – глава тайной полиции при Николае I: начальник штаба Корпуса жандармов (1835–1856) и управляющий III отделением (1839–1856), генерал от кавалерии.

198

Флотов, Фридрих, барон (1812–1883) – немецкий композитор романтического направления.

199

Леонов, Лев Иванович (настоящие имя и фамилия Леон Шарпантье, 1813/1815 – около 1872) – русский оперный певец (тенор); первый исполнитель партии Собинина в опере «Жизнь за царя» (1836), первый исполнитель партии Финна в опере «Руслан и Людмила» (1842), первый исполнитель партии Феба в опере «Эсмеральда» А. Даргомыжского (1847). Выступал часто как Леон Леонов.

200

В Большом театре // Московские ведомости. 1849, 8 января. № 4.

201

«Эсмеральда» – балет в трех действиях, 5 картинах, написанный итальянским композитором Цезарем Пуни на либретто Жюля Перро. Музыка отдельных номеров написана Риккардо Дриго. Премьера состоялась 9 марта 1844 г., в лондонском Театре Ее Величества. В России впервые поставлена 21 декабря 1848 г. в Большом Каменном театре Санкт-Петербурга.

202

Мариус Петипа. Материалы… С. 39.

203

Штейбен, Карл Карлович (Шарль, барон де Steuben, 1788–1856) – французский живописец немецко-русского происхождения.

204

Комедия дель арте (итал. commedia dell’arte), или комедия масок – вид итальянского народного (площадного) театра, спектакли которого создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления, с участием актеров, одетых в маски.

205

РГИА. Ф. 497. Ед. хр. 11926. Л. 49.

206

Театр Ее Величества (англ. Her Majesty’s Theatre) – один из театров Вест-Энда, расположенный на улице Хеймаркет в округе Вестминстер, Лондон.

207

Пуни, Цезарь, урожденный Чезаре Пуньи (1802–1870) – итальянский композитор, работавший в театрах Милана, Парижа, Лондона и Санкт-Петербурга. Автор музыки для 312 балетов, 10 опер, 40 месс, а также симфоний, кантат и других сочинений.

208

«Ундина» («Наяда и рыбак») – балет в трех актах, шести картинах, композитор Цезарь Пуни. Основной балетмейстер и автор либретто – Жюль Перро (несколько дивертисментов поставила Фанни Черрито). Первая постановка: 22 июня 1843 г., Лондон, Театр Ее Величества (под названием «Ундина, или Наяда»).

209

РГИА. Ф. 497. Оп. 1. Ед. хр. 12687. Л. 1.

210

Русский перевод романа В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» был издан Ф. М. Достоевским в 1862 г.

211

Кони Ф. Балет в Петербурге // Пантеон и репертуар русского театра. 1850. Т. 2. Кн. 3. С. 42.

212

РГИА. Ф. 497. Оп. 5. Д. 2467. Л. 57.

213

Мариус Петипа. Материалы… С. 40.

214

Вольф А. И. Хроника Петербургских театров с конца 1826 до начала 1855 г.: В 3 ч. Ч. 1. Годовые обозрения русской и французской драматической сцены, оперы и балета / [Cост. А. И. Вольф]. СПб.: тип. Р. Голике, 1877. С. 148.

215

Россини, Джоаккино (1792–1868) – итальянский композитор, автор 39 опер, духовной и камерной музыки.

216

Вольф А. И. Хроника петербургских театров. Ч. 1. С. 155.

217

Бассини, Акиле де (1819–1881) – оперный певец-баритон.

218

Ришар, Зинаида (Мерант, 1832–1890) – артистка балета и педагог. Дочь артистов балета Д. С. Лопухиной и Жозефа Ришара, приехавшего в Россию в 1823 г. по приглашению управляющего конторой московских императорских театров Ф. Ф. Кокошкина. Супруга балетмейстера Луи Меранта.

219

Царство Польское (польск. Królestwo Polskie, также Конгрессовая Польша или Конгрессовка, от польск. Królestwo Kongresowe, Kongresówka) – территория в Центральной Европе, находившаяся в составе Российской империи по решению Венского конгресса с 1815 по 1915 г.

220

Стуколкин, Тимофей Алексеевич (1829–1894) – русский танцовщик, артист комедии и водевиля, непревзойденный мастер пантомимы. Кроме артистической карьеры преподавал танцы в различных учебных заведениях Санкт-Петербурга.

221

Воспоминания артиста Императорских театров Т. А. Стуколкина // Артист. 1895. № 46. С. 118.

222

Петипа, Мариус Мариусович (1850–1919) – русский драматический актер.

223

РГИА. Ф. 497. Оп. 2. Ед. хр. 12590. Л. 2.

224

Адан, Адольф-Шарль, также иногда Адам (1803–1856) – французский композитор эпохи романтизма, автор многочисленных опер, балетов, а также рождественской песни «O, Святая ночь». Сын композитора, пианиста и музыкального педагога Луи Адана. Член Института Франции с 1844 г.

225

Левен, Адольф де (1803–1874, по другим сведениям: 1800–1884), иначе называемый Гранваллет и граф Адольф Риббинг – французский драматург и театральный режиссер, близкий друг выдающегося романиста Александра Дюма-отца.

226

Гессен-Кассельская, Луиза Вильгельмина Фредерика Каролина Августа Юлия (1817–1898) – гессенская принцесса, в замужестве королева Дании (15 ноября 1863), супруга короля Дании Кристиана IX, бабушка императора России Николая II и короля Великобритании Георга V, а также некоторых других европейских монархов.

227

Ла Мотт Фуке, Фридрих де (1777–1843) – немецкий писатель эпохи романтизма, известный главным образом благодаря сказочной повести «Ундина» (1811).

Страница notes