Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям - стр. 33
3. «В ленивых, – говорит святой Лествичник, – падения по признании бывают тяжки и подавляют надежду бесстрастия».[21] При тяжких грехопадениях демоны усиливаются довести человека до отчаяния, так что в совершенной безнадежности спасения тяжко согрешивший взывает, подобно Каину: вящшая вина моя, еже оставитися ми (Быт. 4, 13). Против этого страшного наваждения святые отцы возбуждают веру в беспредельное и неистощимое милосердие Божие. «Ничто не равняется Божиим щедротам, – взывает святой Лествичник, – ничто не превышает их! Посему кто отчаивается, тот самоубийца».[22]
«Ты грешник? Не отчаивайся! – убеждает святой Златоуст. – Никогда не престану умащать тебя сим врачевством. Много имеешь грехов? Не отчаивайся! Никогда не престану повторять тебе это. Если ежедневно грешишь, ежедневно приноси покаяние… Ибо человеколюбию Божию нет меры, благость Божия не может быть выражена словом. Грех твой имеет меру, а врачевству нет меры. Грех твой, каков бы ни был, есть грех человеческий, а Божие человеколюбие неизреченно».[23]
4. «Боюсь, – взывал преподобный Дорофей к Варсонофию Великому, – чтобы мне не привыкнуть, согрешая, только раскаиваться, а не исправляться, не пребыть во грехах и не умереть так».[24] Эта мнимая бесплодность покаяния при непрестанном чаянии смерти приводит нередко в ужас несчастного грешника, который при всех усилиях с своей стороны не видит исправления в своей жизни и трепещет грозного смертного часа. «Брат, не должно тебе отчаиваться, – отвечал великий старец. – Кормчий, когда корабль его бьют волны, не отчаивается в своем спасении, но управляет кораблем, пока не приведет его в пристань. Так и ты, видя, что увлекся и рассеялся в деле, воззови себя к началу пути, говоря с пророком: И рех, ныне начах (Пс. 76, 11) и прочее…».[25]
«Если кто падет, то пусть опять постарается управить себя. Я верую Богу, что такому человеку не обратится это (случайное повторение падений) в навык и не овладеет им нерадение, но Бог вскоре приведет его в устроение усердных (делателей) и не возьмет души его дотоле, пока не приведет его в меру высокую, в мужа совершенна (Еф. 4, 13). Итак, не ослабевай, но доколе имеешь время, делай – и поможет тебе Бог!»[26]
«Не приходи в удивление, что ежедневно падаешь, – говорит святой Лествичник, – не отступай, но стой мужественно, и Ангел Хранитель твой, без сомнения, уважит терпение твое».[27]
«Кто искренно приходит к Богу, – уверяет преподобный Симеон Новый Богослов, – тем не попускает Он вовсе пасть, но, видя их немощь, содействует и помогает, свыше подавая им руку силы, и ведет их к Себе. Содействует же Он явно и вместе неявно, ощутительно и неощутительно, пока напоследок, прошед всю лествицу, они не приблизятся к Нему и не соединятся с Ним там, и сами не зная, в теле ли или вне тела, и обращаясь с Ним и наслаждаясь неизреченными благами».