Марафон лидерства. Путь к цели для тех, кто плывет против течения - стр. 3
После матча Каспаров еле сдерживал эмоции. Он не верил, что против него играл компьютер, он был уверен, что соревновался с командой, состоящей из лучших гроссмейстеров мира.
Машина не способна так играть. Разве она может чередовать сильные, дьявольски изобретательные ходы с откровенно слабыми, можно даже сказать – глупыми?
Разве может машина пожертвовать сильной фигурой уже на 4-м ходу партии? Зачем? Для чего? Не для того ли, чтобы вывести Каспарова из эмоционального равновесия?
Почему в последней решающей игре машина, не задумываясь, пожертвовала конем? Ведь даже самый примитивный домашний компьютер не сделал бы такой откровенно слабый ход. Вся логика шахматной игры и здравый смысл запрещают подобный сценарий.
Машина не просто просчитывала ходы со скоростью 200 млн операций в секунду, она самообучалась в режиме реального времени. Но победу ей обеспечило не это. Машина самообучалась играть и выигрывать против одного конкретного человека – против Гарри Каспарова. Она играла против действующего чемпиона, и только против него. Будь на его месте другой человек, ходы машины были бы другими.
После проигрыша Каспарова мир вздрогнул. Человека обыграла машина, которую он же и создал. В дело пошли истинно человеческие орудия: чувства, эмоции, страх и тщеславие.
Именно с этого момента начался отсчет нового мира. Мира, в котором технологии с каждым днем становятся все умнее, а люди – глупее. Добро пожаловать в Новый дивный мир.
Новый мир – VUCA
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
Сократ, V век до н. э.
Итак, с 1997 года мы живем в новом, непривычном для нас мире. Конечно, надо признать, что каждое поколение бурчит, с ностальгией вспоминая время своей молодости: «Мир уже стал другой, раньше и вода была чище и снег был белее» и прочее. Именно подобные сожаления и высказал Сократ 2 500 лет назад.
Но все же за последние четверть века мы попали в волну серьезных изменений. Редко когда в истории человечество сталкивалось с подобными вызовами.
Сегодня компьютеры решают задачи, которые ранее были им не под силу. Это творческие задачи. Представьте себе ситуацию: вы являетесь участником шоу, в котором обсуждается какая-то животрепещущая проблема. В отношении этой проблемы есть две противоположные точки зрения. Например, есть бог или нет бога, однополые браки нужно разрешить или запретить и что-то подобное. На сцене два человека, пусть это будет мужчина и женщина. Они оба высококлассные эксперты в этом вопросе. Мужчина отстаивает одну точку зрения, женщина – противоположную. Вы слышите аргументы обеих сторон. Но только, в отличие от обычных дебатов, в этом шоу вы не видите спикеров, они скрыты за большим занавесом. По итогам дебатов вы отдаете свой голос за ту или другую сторону. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов. И вот вы видите, что с большим перевесом победила женщина, за нее отдали свои голоса 80 % зрителей. Занавес поднимается, и вы видите, что вместо женщины участником дебатов был… компьютер.