Мантра-йога и медитация. Практическое руководство - стр. 4
Каждому предмету, явлению, субстанции свойственны определенные вибрации. В Ведах говорится, что, как жар и свет неотделимы от огня, как образ предмета неотделим от предмета, так и имя какого-либо объекта неотделимо от объекта. Аналогично различные проявления индивидуального, коллективного и космического сознания имеют свои вибрации, свой звук, свое имя. В ведической философии эти проявления космического сознания или энергии могут рассматриваться как персонификации или олицетворения в формах Божеств, Деват. Каждый Девата имеет разнообразные свойства, энергии, имена и сферы деятельности. В ведических писаниях также говорится, что всякая ведическая мантра имеет форму Деваты. Значение мантры есть форма Деваты. Как неразделимы объект и его название, так не существует различия между мантрой и Деватой. Вот почему повторение мантры вызывает присутствие Деваты.
В Шримад-Бхагаватам – древнем писании – говорится: «Мудрые, обладающие истинным знанием, определяют звук как то, что передает идею объекта, указывает на присутствие говорящего, скрытого от наших глаз, и составляет тонкую форму эфира» Иисус Христос провозгласил: «Где двое или трое соберутся во Имя Мое, там и Я среди них»
Связь между образом и звуком
Каждый звук, как вибрация, создает определенную форму в невидимом мире. Комбинация звуков создает сложные формы. Свами Шивананда в своей книге «Джапа-йога» пишет о связи звука и образа: «В учебниках научно описаны эксперименты, которые показывают, что ноты, извлекаемые из определенного инструмента, вычерчивают на слое песка определенные геометрические фигуры. В индийских трактатах по музыке говорится, что различные музыкальные тоны, Рага и Рагини, имеют определенную форму и графически описывают эти формы. Например, Мегха-рага представлена величественной фигурой, сидящей на слоне. Васанта-рага описана как прекрасный юноша, украшенный цветами. Все это значит, что особые Рага или Рагини, правильно спетые, производят серию эфирных вибраций, создающих формы с их характерными особенностями».
Интереснейшие исследования были проведены американским ученым Дж. Тернером. В своих опытах он использовал графические компьютеры, синтезаторы и другие современные электронные приборы. Тернер, используя для составления программы санскрит, отличающийся от других языков своей математической точностью, установил, что у всякого изображения есть свой соответствующий музыкальный образ, а у каждого звука, слова, мелодии есть соответствующее графическое цветовое отражение. Компьютер рисовал портреты, а синтезатор, соединенный с компьютером, создавал музыкальные произведения по разработанной Тернером программе. Тернер также идентифицировал схематическое изображение Деваты с соответствующей мантрой. Каждому Девате согласно ведической традиции соответствует янтра – графическое изображение, или мистическая диаграмма.