Манифест мотиваций. Девять деклараций о праве на личную силу - стр. 23
Давайте еще раз проясним для себя, что если мы не свободны, если не выражаем целиком нашу подлинную личность и не следуем за настоящей мечтой, – происходит это потому, что мы решаем действовать в пользу отвращения, а не восхождения. Таким образом, великие сражения жизни разыгрываются между нашим желанием свободы и импульсом страха, разрушающим это желание. Можно провести не менее резкое сопоставление – в любой момент мы действуем согласно состоянию ума, управляемого страхом или свободой. И ставки здесь высоки: любые успехи в зрелости и росте как отдельной личности, так и общества в целом зависят от наших побуждений. Здесь победит или страх, или свобода. Давайте будем четко произносить про себя, претворяя в жизнь наши идеалы:
Побеждает страх или свобода.
Поэтому давайте спросим у себя: «Будет ли моя жизнь определяться отвращением или восхождением?» Прошлая жизнь, управляемая страхами, – мелкая жизнь, спасовавшая перед трудностями, выбравшая краткосрочную безопасность, самозащиту и эгоистичную праздность. Другая жизнь мотивирована свободой, причиной действовать, исходя из настоящей человечности, в пользу долгосрочного роста, подлинного самовыражения и просветленных усилий. Одна устраивает слабых, скованных, послушных и страдающих существ; другая годится для сильных, порывистых, независимых и полноценных существ. Одна воспринимается нами как низкие и часто жалкие импульсы, другая требует от нас полного сознания и преданности размышлениям ради мужества и умения управлять собой.
Социальная обусловленность страхом
Почему некоторые люди больше движимы страхом, чем свободой?
Такое может случиться только потому, что в прошлом они были напуганными – или своим окружением, или своим плохим применением умственных способностей. Не существует генетических проклятий или личностных особенностей, постоянно обрекающих одного человека бояться больше, чем другого, – даже генетическую предрасположенность к беспокойству можно полностью включить или выключить с помощью умственных усилий. Мы не рабы своей истории; мы можем стать свободными благодаря осмысленному мышлению и прививанию разумных привычек.
Давайте начнем с понимания того, каким образом страх обуславливается обществом. Пугливые люди имеют склонность формироваться за счет прошлых взаимодействий. Их подталкивали и формировали, чтобы они стали ручными, слабыми, боялись критики со стороны родителей, издевательств сверстников, недалеких учителей и начальства.
Их окружение постоянно предостерегало их или вредило им, и поэтому они привыкли к импульсу страха – он поступал так часто, что стал для них привычным. Из боязливого прошлого они пришли в настоящее, движимое страхом.