Манефон. Хронология древнего Египта - стр. 9
Праздник d.t был известен при 5 династии, а если он действительно связан с периодом Сотиса, то можем предполагать, что период Сотиса также был известен при 5 династии. С этого же времени должно было начаться смещение гражданского календаря относительно природного. Но это смещение было настолько незначительно (1/4 суток в 1 год), что, оно могло быть определено с помощью накопления некоторого опыта в наблюдении за движением небесных светил. Календарь, основанный на астрономических данных, был установлен при 5 династии. С 5 династии слово «год» пишется со знаком солнца, т.е. календарь ставится в связь с астрономическими явлениями; также, что праздник d.t, как-то связанный с Сотисом, появляется лишь с 5 династии. Надо также обратить внимание на то, что 5 династия характерна своим ярко выраженным солярным культом. Праздник «сед» (перевод на греческий праздник «тридцатилетия») позднее ассоциировался с тридцатилетием царствования, но число исключений из правила так много, что они отрицают и самое правило.
Ближайший год Сотиса – 2781 г.д.н.э. – был до начала 5 династии, которая относится ко времени около 2750—2625 г.д.н. э. Следовательно, начало периода Сотиса не могло наблюдаться, но период d.t мог быть установлен, когда было замечено смещение восхода Сириуса в гражданском календаре. А когда был установлен период d.t, равный 120 годам, календарь был поставлен в связь с Сотисом. Следовательно, должны отказаться от теории, предложенной Эд. Мейером, что календарь был введен в год начала периода Сотиса. Календарь не был введен ни в 2781 г., ни, тем более, в 4241 г. Календарь существовал еще до того, как стал известен период Сотиса. И нет надобности, строить сложные теории, и основанные исключительно на неправильной предпосылке, что «введение» календаря должно быть связано с началом периода Сотиса».
5
Сама интерпретация Сотиса как название Сириуса спорна. Дункан Макнаугтон в своей пространной работе попытался доказать, что Сотис – это звезда Спика из южного созвездия Девы, а не Сириус. Возможно – это звезда Канопус, ярчайшая звезда, ярче любой другой, за исключением Сириуса. В Египте каждое его ежегодное появление на очень ограниченный срок очень эффектно. Также Сотисом называли и Венеру.
Египетский календарь из 365 дней был связан с Венерой, так что каждый восьмой год утреннее восхождение этой планеты приходилось на первый день месяца Тота: это и был Новый год. Смещение гелиокального восхождения Венеры приблизительно на два дня по отношению к временам года могло наблюдаться при одновременных восходах и закатах этой планеты и любой из фиксированных южных звезд. Чтобы сравнить гелиокальный восход и заход Венеры с восходом или заходом фиксированных звезд, была выбрана самая яркая из них – Сириус. В египетских рисунках есть символические намеки на то, что этим звездам отведена подсобная роль, и Канопский декрет прямо говорит о соотношении движения звезды Исиды со звездой Сотис.