Мальтийское эхо - стр. 16
– Говорите, я слушаю.
– Погружаясь с головой в научную или писательскую работу, я заболеваю этой самой головой, и происходит что-то странное: я начинаю постоянно предвидеть какие-то события, чьи-то слова…
– Я знаю это, и это замечательно!
– Но я лишаюсь покоя, сна. Вот и сейчас …
Девушка встала с дивана, подошла сзади и положила ладошки на лоб Андрея. Ладошки пахли земляникой. Боль мгновенно улетучилась.
– Мы с Анной Никитичной утром, до вашего приезда, варили земляничное варенье, – сказала она просто.
– Хм, это всё впечатляет. А как вы догадались о том, что я почувствовал аромат земляники от ваших рук?
– Но ведь мои руки были у вас на лбу. Проще простого.
Андрей посмотрел на девушку с восхищением и уважением.
– Вас, дорогая, неплохо иметь в друзьях.
– Давайте работать.
– Да, конечно, но еще немного поболтаем.
Ему для работы всегда нужны были некий кураж и некий «наркотик» вдохновения.
– А скажите мне, милая колдунья, как филолог, вот что…
Андрей прикрыл глаза, и в сознании, будто во время некоего интерактивного спиритического сеанса, как из тумана соткались образы Ницше и Достоевского.
– Ницше, этот философ, отшельник и странник, – Андрей опять заговорил очень взволнованно, – считал, что жестокая игра букета его болезней, его сверхчувствительность законченного неврастеника, в какой-то безумной алхимии недр психологии приводила к всплескам творческой мощи. Он сознавал этот феномен, однако для поиска наиболее благоприятных условий существования своего больного организма не только предпринимал неоднократные перемены места жительства, но и основательно штудировал даже геологическое строение региона.
– Это интересно, продолжайте. – Она как-то присматривалась к Андрею. Тот вдохновенно продолжал.
– И наш Фёдор Михайлович как будто любил свою «священную болезнь». Каждый приступ эпилепсии он гениально «выворачивал» в свои гениальные тексты.
– Вы что же, Андрей Петрович, хотите сказать, что индивидуальные психологические отклонения у названных вами людей и, например, еще Стивенсона, Ван Гога, Гоголя – это непременное условие творчества? Мне кажется, это сложный вопрос, и адресовать его нужно врачам, философам-мистикам и теософам. Я стою на позициях эзотерики и убеждена, что гениальным творцам вибрации в виде слов, образов, звуков идут «сверху» – кому-то от светлых сил, а кому-то от темных. Например, Гёте и Толстой считали, что лишь благодаря здоровому образу жизни они могли проникать в неведомые, «подземные» тайники души.
– В их «блюдах» поэтому меньше перца! – пытался парировать Андрей.