Магия - стр. 41
Инстинктивный человек, для которого это состояние желудочного удовлетворения представляет одну из форм удовольствия, предается прогрессивно охватывающему его одурению, способствующему послеобеденному отдыху. Такого рода человек всецело раб своего организма и не в состоянии выполнить никакой магической операции.
Наоборот, человек развитой бывает затруднен в своих действиях этим состоянием животных отправлений и делает все зависящее, чтобы от него избавиться возможно скорее. Здесь-то и имеют значение возбуждающие средства. Возбуждая организм, мы уменьшаем время, в продолжение которого тело берет верх над интеллектуальной работой. Таким образом, вместо того, чтобы лечь после обеда спать, что увеличивает материальную зависимость, деятельный человек может применить несколько различных способов:
1) физическую работу, 2) средство, заимствованное от Природы и усиливающее жизнедеятельность, собственно говоря, возбуждающее, – кофе, чай, алкоголь, сахар и т. п.
Правильная постановка дела состоит в том, чтобы для отдыха от умственного труда производился труд физический. Возбуждающие средства, действующие на психические центры, употребляются гораздо чаще. Применение возбуждающих требует специальных знаний, которыми мы впоследствии займемся, теперь же отметим только их свойства и цель, ими достигаемую.
Изучающий магию должен начать с практического развития своих органических сил. Следовательно, если он помнит, что в пище и возбуждающем находятся два полюса действия на его нервную силу, то это будет большой шаг вперед. Пища сама по себе уменьшает возбуждение и допускает, в случае надобности, подавление мистицизма, тогда как одно возбуждающее натощак опасно, оно уносит ум в мир идей. Наконец, соединение пищи и возбуждающего помогает совершать дела, требующие много терпения. Рамки нашего труда не позволяют распространяться о классификации питательных веществ, поэтому ограничимся необходимыми практическими сведениями. Вы видели, насколько человеческое существо имело возможность действовать на нервную силу во время покоя желудка и его работы, и как дух был более или менее независим, смотря по состоянию желудка, центра анатомической и инстинктивной сферы, однако имеет также значение и подбор пищи вегетарианской и всеядной, не считая дополнительных приправ, как, например, соль, из царства минерального. Кроме того, употребление в северных странах различных средств, каковы алкоголь, чай, кофе и другие, дает воле больше возможности действовать на органические силы.
Таким образом, человеческий дух можно уподобить машинисту, управляющему локомотивом и не имеющему непосредственного действия на узлы машины, но который при помощи топлива может более или менее увеличивать жар в известный момент и тем получить большее или меньшее количество пара, от чего происходит различное давление, действующее на стальные органы.