Магия веры - стр. 2
Поскольку я вполне осознаю, что данная книга может попасть в руки тех, кто может назвать меня чокнутым или ненормальным, позвольте сразу сказать, что я перешагнул полувековой рубеж и у меня за плечами долгие годы практической работы в бизнесе и журналистике. Я начинал полицейским репортером, а их учат докапываться до фактов и ничего не воспринимать как данность. Два года я проработал редактором отдела религии в одной крупной столичной газете, и за этот период наладил тесные контакты со священнослужителями и лидерами самых разных сект и конфессий, со специалистами по ментальному лечению и Божественному исцелению, с проповедниками «Христианской науки», «Нового мышления», «Единства», со спиритуалистами, солнцепоклонниками, идолопоклонниками и, да, даже с несколькими атеистами и язычниками.
Как раз в то время одно из своих первых турне по Америке проводил популярный британский проповедник-евангелист «Цыган» Смит[1]. По долгу службы мне приходилось вечер за вечером сидеть на сцене рядом с ним, и, когда я видел, как люди толпятся в проходах, то заливаясь слезами, то впадая в истерику, это вызывало у меня искреннее удивление.
Такое же удивление я испытал, когда сопровождал полицейских, выехавших усмирять беспорядки после того, как один из шейкеров[2] в состоянии транса перевернул кухонную плиту и устроил пожар в их доме собраний. Посетив в первый и единственный раз собрание шейкеров, я удивился так же, как при посещении собраний спиритуалистов. Я удивлялся, когда слушал выступления очевидцев на встречах приверженцев «Христианской науки», проводившихся вечерами по средам. Я удивлялся, когда на моих глазах группу людей окунали в ледяную воду горной реки и они выныривали из нее с криком «Аллилуйя!», несмотря на то что от холода у них стучали зубы. Я удивлялся, наблюдая за ритуальными танцами индейцев и их обрядами вызова дождя. Неизменное удивление вызывали у меня Билли Сандей[3] и Эйми Семпл Макферсон.
Оказавшись во время Первой мировой войны во Франции, я восхищался простотой веры крестьян и влиянием их деревенских священников. Огромное удивление вызывали у меня истории о так называемых чудесах в Лурде и других храмах. Удивлялся я и тогда, когда увидел, как в одной знаменитой римско-католической церкви пожилые мужчины и женщины в буквальном смысле на коленях взбирались по длинной лестнице[4], чтобы лишь взглянуть на хранилище святых реликвий, – совершить такое восхождение непросто даже тренированному молодому человеку.
Интересы бизнеса привели меня к знакомству с мормонами, и, когда я услышал об их вере в историю Джозефа Смита и откровений на золотых листах, это тоже вызвало у меня неподдельное изумление. Такое же удивление вызывали у меня духоборы в западных провинциях Канады, которые сбрасывают одежду, если их спровоцировать. Находясь на Гавайях, я много слышал о могуществе тамошних шаманов кахуна, которые, как утверждается, способны насылать на людей смерть или возрождать их к жизни. Потрясающие способности, приписываемые этим людям, произвели на меня сильнейшее впечатление.