Размер шрифта
-
+

Магия - стр. 6

В представлении шаманов весь мир населен духами и все в мире имеет свою собственную душу. Одухотворены мир растений и мир животных. Своих духов имеют камни, горы, леса и реки, и нет ничего такого в мире, что не имело бы собственной души или духа-покровителя. Шаман являлся посредником между мирами и обладал способностью не только видеть, но и путешествовать по другим мирам, в которые погружался в процессе особого транса – камлания.

Шаманом мог стать далеко не каждый. Нельзя было просто объявить себя шаманом и начать проводить ритуальные пляски. В те времена такой подход был невозможен, потому что стоило такому самозванцу допустить ошибку, не решить одну-другую проблему соплеменника, как уважение народа к нему падало и его переставали считать за проводника духов. Такого человека ждала незавидная участь, в лучшем случае – позор и изгнание. Случались, конечно, неудачи и у настоящих шаманов, но они, как правило, были нечастыми и с лихвой компенсировались исцелением болезней, поиском пропавших животных и вещей, удачными предсказаниями и много еще чем, за что народ испытывал глубокое уважение к хорошему шаману.



Как правило, шаманами становились не по собственной инициативе, этот путь был связан с благосклонностью духов и избранием ими человека на роль шамана. Очень часто это происходило внезапно и неожиданно. В народе это называли «шаманской болезнью». Человек, «заболевший» ею, мог испытывать видения, в которых его душа спускалась в глубины земли (так называемый Нижний мир) или возносилась к небесам. Во время этих видений он мог общаться с умершими, духами животных, гор и рек. В его видениях это общение могло затягиваться на долгие годы и походило скорее на обучение шаманским ритуалам непосредственно у самих духов, хотя в реальности это были дни или даже часы. Наблюдающему со стороны человек, заболевший шаманской болезнью, мог показаться невменяемым. Он мог метаться или же, наоборот, лежать без движения в течение долгого времени. А бывало и так, что периоды неистовства сменялись глубоким сном и по пробуждении продолжались снова. И так бесчисленное количество раз.

Бывали и случаи инициирования шаманской болезни, когда в транс погружали искусственно, посредством ритуальных танцев и музыки, нередко с использованием психоактивных растений. Это происходило, когда старый шаман умирал и племя нуждалось в новом, но духи ни на кого прямо не указывали. В этом случае выбор делался заранее из числа подходящих претендентов, проходивших обучение у еще живого старого шамана. Впоследствии претенденты проходили ряд суровых испытаний, призванных доказать их избранность и исключительность перед племенем. Тем не менее, наиболее сильным считался не тот шаман, которого выбрали люди, а тот, которого призвали духи. Между шаманами нередко вспыхивала вражда и возникали споры по поводу того, кто из них самый могущественный и сильный, кому лучше подчиняются духи, кто из них более достоин людского почитания, славы и, как следствие, приносимых даров.

Страница 6