Размер шрифта
-
+

Магия народной куклы. Руководство по фольклорной куклотерапии - стр. 7

Часть 2. Куклы на все случаи жизни

Подобно тому, как птицы строят гнёзда из чего попало, – дети делают себе куклу из чего угодно.

В. Гюго, «Отверженные»

На одном популярном интернет-ресурсе, посвящённом народным куклам, я прочитала, что на настоящий момент известно 80 разных наименований. Подсчитала свой список и обнаружила описания 135 кукол. И вправду, на все случаи жизни.

Предлагаю разобраться с классификацией народных кукол более подробно. Систематизировать их можно по пяти главным признакам:

– материалы, которые используются при создании куклы;

– функции, которые выполняет кукла;

– способы мотания куколок;

– цели их создания;

– кто делает и зачем.

Эти категории помогают легко подобрать куклу и стратегию работы с ней для той или иной проблемы и задачи.

Глава 1. Используй всё, что под рукою…

Материалы для создания народных кукол

На Руси куклы изготавливались из самых разных материалов: вырезались из дерева, ковались из металла, мотались из ниток, травы и лыка, связывались из лоскутков ткани, лепились из глины. Использовались кожа, мех, ленты, кружево. Всё, что было доступно мастеру.

На страницах этой книги я не буду уделять внимание куклам из твёрдых материалов (древесина, металл, керамика). Ведь после того, как они завершены, их нельзя изменить. Именно в возможности трансформации и заключается суть коррекционного процесса. А вот мягкие куколки как инструмент психотерапии представляют для нас наибольший интерес.

Можно выделить две основные группы мягких кукол: тряпичные и нитяные.

Тряпичные изготавливаются в основном из лоскутков ткани, которые связываются нитями между собой. А нитяные – из нитей, травы, соломы, пакли или лыка.

Символика ткани очень обширна. В древности она носила функции оберега, охраняя владельца от болезней, злых духов и недоброго глаза. В период мора, падежа скота и других бед женщины селения собирались месте и, как говорят, «всем миром» ткали обрядовое полотно. За один день необходимо было собрать достаточное количество стеблей растений (льна, крапивы или конопли), промыть, потрепать и прочесать волокно. Затем следовал этап прядения. А из готовых нитей уже ткали полотно. А к ночи сквозь него проходили все жители деревни, проводили скот, после чего само полотно сжигалось.

Отражение этого древнего обряда можно найти в сказках Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди» и братьев Гримм «Шесть лебедей». Девушка, чтобы расколдовать своих братьев, должна была изготовить для них рубахи из крапивы (у Андерсена) или лепестков астры (у братьев Гримм). И пока рубахи не будут созданы, девушке запрещалось говорить с кем-либо.

Страница 7